Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 3
КОЛЛЕКЦИЯ:    Музыкальное искусство

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Формообразование финала вокально-хореографической сюиты Г. Г. Вдовина «Тейтерень пия кудо» как отражение драматургии обрядового действа

Кинякина Людмила Викторовна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск


Дата поступления рукописи в редакцию: 9 апреля 2021 г.
Аннотация. Цель исследования - обосновать связь музыкальной формы финала вокально-хореографической сюиты Г. Г. Вдовина «Тейтерень пия кудо» («Дом девичьего пива») с драматургией обрядового действа. Научная новизна работы определяется вниманием к музыкальной форме самого объемного номера Сюиты, который до настоящего времени не анализировался с точки зрения формообразования. В результате установлено, что композитор использовал в финале принцип цикличности. Финал, обрамленный вступлением и хоровой кодой, состоит из двух частей: 1) последовательность музыкально-поэтических строф, объединенных по принципу «цепной» формы; 2) ряд танцевальных эпизодов, расположение и характер которых определяются традицией проведения заключительного дня праздника.
Ключевые слова и фразы:
Гавриил Григорьевич Вдовин
вокально-хореографическая сюита
«Тейтерень пия кудо»
«цепная» форма
циклическая форма
Gavriil Grigorievich Vdovin
vocal-choreographic suite
“Maiden House of Beer”
“chain” form
cyclical form
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Антонов Ю. Г. Элементы драматического искусства в мордовском календарно-обрядовом фольклоре // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 5 (85). С. 319-325.
  2. Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 184 с.
  3. Брыжинский В. С. Мордовская народная драма. История. Проблемы реконструкции. Драматургия. Режиссура. Театр песни. Саранск: Тип. «Крас. Октябрь», 2003. 536 с.
  4. Гулая Т. Н., Кинякина Л. В. Возрождение древних традиций мордвы в современных формах культуры (на примере обрядового праздника «Тейтерень пия кудо») // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 4. С. 160-166.
  5. Гулая Т. Н., Кинякина Л. В. Методы фольклоризма в хоровых номерах из вокально-хореографической сюиты Г. Г. Вдовина «Тейтерень пия кудо» // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 8. С. 183-190.
  6. Зайцева Е. А. Феномен модального мышления Вдовина // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов. Саранск: Тип. «Крас. Октябрь», 2006. С. 69-81.
  7. Иванова Л. П. Фольклоризм в русской музыке ХХ века: монография. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2004. 224 с.
  8. Кинякина Л. В. Хоровая музыка Мордовии: от принципов народного музыкального мышления к методам композиторского фольклоризма: автореф. дисс. … к. иск. Саранск, 2019. 22 с.
  9. Ситникова Н. М. «Интеллектуальная игра» как метод формообразования в струнном квартете № 2 Г. Вдовина // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов. Саранск: Тип. «Крас. Октябрь», 2006. С. 38-46.
  10. Чувашёв М. И. Тейтерень пия кудо - Девичий дом пива у эрзян // Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки: антология / сост. М. И. Чувашёв, И. А. Касьянова, А. Д. Шуляев, А. Ю. Малыхин, Т. И. Волкова. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. С. 13-57.
  11. Шуляев А. Д. Тейтерень пия кудо - Девичий дом пива // Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки: антология / сост. М. И. Чувашёв, И. А. Касьянова, А. Д. Шуляев, А. Ю. Малыхин, Т. И. Волкова. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. С. 10-12.
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА