Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
|
Музыкальное искусство России начала XX века: Язычество
|
Демченко Александр Иванович
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
26 декабря 2022
г.
|
Аннотация.
В очерке представлены истоки и особенности развития такого направления в музыкальном искусстве России начала XX века, как «язычество». В статье последовательно раскрываются вопросы зарождения «языческой» образности, начиная с оперного творчества М. Глинки («Руслан и Людмила» (1842)) и А. Бородина («Князь Игорь» (1887)) до её кульминации в произведениях И. Стравинского («Весна священная» (1913)) и С. Прокофьева (Вторая симфония (1924)). Особое внимание уделяется рассмотрению «языческой» стилистики в общем и её коренных черт - проявлений духа первозданности, «варваристского» начала (включая фовистские тенденции), «скифства». Прослеживается влияние ключевых событий начала XX века на развитие «языческого» направления - Первой мировой войны, Революции 1917 года. Наконец, описывается завершающая стадия, которую «язычество» прошло в 1920-е гг. В результате автор приходит к следующим выводам: несмотря на свою непродолжительность, присутствие издержек и крайностей (агрессивность, разрушительная стихия, оргиастический напор вплоть до вандалистской исступлённости), «языческое» направление стало уникальным приобретением отечественной музыки, подлинным открытием в сфере народно-национальной тематики, отображая исключительно мощный всплеск человеческой воли и энергии, чрезвычайно темпераментное изъявление поднимавшихся на поверхность жизни скрытых сил и стремлений.
|
Ключевые слова и фразы:
язычество
языческая образность
варварство
скифство
И. Стравинский
С. Прокофьев
paganism
pagan imagery
barbarism
Scythianism
I. Stravinsky
S. Prokofiev
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Асафьев Б. О балете. Л.: Музыка, 1974.
- Вопросы философии. 1989. № 3.
- Данилевич Л. Искусство жизненной правды. М.: Сов. композитор, 1975.
- Демченко А. И. Балет И. Стравинского «Весна священная». Опыт концепционного анализа. М.: Композитор, 2000.
- Из истории русской и советской музыки. Л.: Музыка, 1971. Вып. 1.
- Из истории русской и советской музыки. Л.: Музыка, 1976. Вып. 2.
- История русской музыки в исследованиях и материалах. М.: Музсектор Госиздата, 1924. Т. 1.
- Каратыгин В. Избранные статьи. М. – Л.: Музыка, 1965.
- Музыка ХХ века. М.: Музыка, 1976. Кн. 1.
- Музыка ХХ века. М.: Музыка, 1977. Кн. 2.
- Нестьев И. Век нынешний, век минувший. М.: Сов. композитор, 1985.
- Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1973.
- Орлова Е., Крюков Н. Академик Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1984.
- Павлишин С. Зарубежная музыка ХХ века. К.: Муз. Украiна, 1980.
- Прокофьев С. Автобиография. М.: Сов. композитор, 1982.
- Раабен Л. Камерно-инструментальная музыка первой половины ХХ века. Л.: Сов. композитор, 1986.
- Смирнов В. Творческое формирование И. Ф. Стравинского. Л.: Музыка, 1970.
- Советская музыка. 1991. № 4.
- Стравинский – публицист и собеседник. М.: Сов. композитор, 1988.
- Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева. М.: Музыка, 1968.
- Шимановский К. Избранные статьи и письма. Л.: Музгиз, 1963.
- Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М.: Сов. композитор, 1969.
|
|