Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
|
Ключевые сценические понятия и термины в теоретическом наследии Ф. И. Шаляпина
|
Кузнецов Николай Иванович
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
26 декабря 2022
г.
|
Аннотация.
Цель исследования - раскрыть основные положения теоретического наследия оперного актера Ф. И. Шаляпина. В статье рассмотрены особенности организации репетиционного процесса в современных российских театрах, выявлены ключевые сценические понятия и термины, которыми руководствовался Ф. И. Шаляпин в работе над оперной ролью. Научная новизна заключается в обосновании значимости обращения к теоретическому наследию Ф. И. Шаляпина для совершенствования процесса подготовки студентов-вокалистов. В результате исследования выявлено, что установившаяся в современной театральной практике традиция «натаскивания певца на роль» привела к отрицанию принципа коллективного творчества (соавторства в постановке спектакля), в связи с этим обоснована необходимость учета в репетиционном процессе понятий «усилия чисто интеллектуального порядка» (т. е. обращение к литературному первоисточнику, на основе которого составлено либретто и написана музыка оперного произведения), «сочинение роли» (передача певцом с помощью вокальной и пластической выразительности информации, вложенной в исполнение в соавторстве с режиссером-постановщиком и дирижером), сформулированных Ф. И. Шаляпиным.
|
Ключевые слова и фразы:
Ф. И. Шаляпин
сценические понятия и термины
работа над оперной ролью
сценическое мастерство оперного артиста
коллективное творчество режиссера-постановщика, дирижера и оперного актера
F. I. Chaliapin
stage notions and terms
work on an opera role
acting skills of an opera artist
collective work of the stage director, conductor and opera actor
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Кузнецов Н. И. Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф. И. Шаляпина: дисс. … д. иск. М., 2005.
- Покровский Б. А. Читая Шаляпина // Советская музыка. 1968. № 11.
- Силантьева И. И. Настигая шаляпинскую мысль // Катарсис. 1994. № 1.
- Шаляпин Ф. И. Маска и душа. М., 1990.
- Шереметева Г. Б. Путешествие души. М., 2011.
|