Аннотация.
Целью исследования является раскрытие особенностей формирования оперного жанра, предназначенного для детской аудитории, – детской оперы – в истории развития русской музыкальной культуры начала XX века. В статье рассматриваются и анализируются яркие образцы жанра детской оперы, написанные выдающимися композиторами, – «Снежный богатырь» Ц. А. Кюи, «Мышкин теремок», «Ёлочкин сон» А. Т. Гречанинова. Научная новизна заключается в выявлении своеобразия музыкального языка рассматриваемых детских оперных произведений, в частности, определено, что действие оперы «комментируется» посредством повторяющихся тем, мотивов, интонаций, отдельных элементов, звукоизобразительные приёмы усиливают детализацию музыкальной речи, при этом основным рассказчиком, носителем основной сказочной функции в детской опере является именно музыкальный язык произведения. В результате исследования автор приходит к заключению, что в обозначенном детализированном принципе музыкального языка детских опер проявляется педагогическая направленность, способствующая обучению детей.
|
Список литературы:
- Кюи Ц. А. Избранные письма. Л.: Музгиз, 1955.
- Лесовиченко А. М. Детская музыка как область композиторского творчества. Саарбрюккен: LAP, 2012.
- Назаров А. Ф. Ц. А. Кюи. М.: Музыка, 1989.
- Сорокина Е. А. Становление детской оперы в России: начало пути // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-1 (74).
- Томпакова О. М. Книга о русской музыке для детей. М.: Музыка, 1966.
|