Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Pan-Art. 2023. Том 3. Выпуск 1
КОЛЛЕКЦИЯ:    Теория и история искусства

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Физико-акустическое пространство в музыке композиторов второй половины ХХ века

Астахова Ольга Андреевна
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, г. Москва


Дата поступления рукописи в редакцию: 10 января 2023 г.
Аннотация. Цель исследования заключается в доказательстве аксиомы о том, что музыкальное пространство так же, как и музыкальное время, имеет три основных (базовых) уровня. В статье охарактеризованы концептуальный уровень музыкального пространства, который представляет собой субъективный индивидуальный «пространственный мир», выраженный всеми элементами музыкального языка; перцептуальный уровень музыкального пространства, связанный со слушательским восприятием; физический уровень музыкального пространства, проявляющийся в моменты исполнения сочинений. Научная новизна исследования заключается разработке классификации перцептуального пространства в музыке и определении компонентного состава физико-акустического уровня музыкального пространства. В результате определено, что музыкальное пространство является многоуровневым феноменом; перцептуальный уровень музыкального пространства включает в себя картинную перцепцию, чувственную перцепцию и катарсическую перцепцию, а физический уровень музыкального пространства включает в себя микропространство и макропространство; стерефония XX века подразумевает различные виды организации акустического пространства, такие как статическая стереофония, динамическая стереофония, комбинированная стереофония.
Ключевые слова и фразы:
концептуальный уровень музыкального пространства
перцептуальный уровень музыкального пространства
физико-акустический уровень музыкального пространства
статическая стереофония
динамическая стереофония
комбинированная стереофония
conceptual level of musical space
perceptual level of musical space
physical and acoustic level of musical space
static stereophony
dynamic stereophony
combined stereophony
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Астахова О. А. Музыкальный хронотоп. М.: ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова; Изд. «Перо», 2019.
  2. Задерацкий В. Музыкальная форма: в 2 вып. М.: Музыка, 1995. Вып. 1.
  3. Красникова Т. Фактура в музыке XX века. М., 2008.
  4. Мозгот С. Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси. М., 2008.
  5. Мозгот С. Концептуальное пространство в музыке композиторов ХХ века // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 4.
  6. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
  7. Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке. М., 1985.
  8. Скребкова-Филатова М. О художественных возможностях музыкального пространства // Пространство и время в музыке. М.: РАМ им. Гнесиных, 1992.
  9. Холопова В. Музыка как вид искусства. СПб., 2000.
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА