Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Pan-Art. 2023. Том 3. Выпуск 3
КОЛЛЕКЦИЯ:    Теория и история искусства

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Ф. И. Шаляпин и В. Э. Мейерхольд в работе над спектаклем «Борис Годунов» (Мариинский театр, 1911)

Ряпосов Александр Юрьевич
Российский институт истории искусств, г. Санкт-Петербур


Дата поступления рукописи в редакцию: 14 июля 2023 г.
Аннотация. Цель представленного историко-теоретического исследования – отыскать ответ на вопрос о месте и роли постановки оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» 1911 года на сцене Мариинского театра в творчестве режиссера В. Э. Мейерхольда. В статье проясняются смысл и содержание наличия в постановке оперы 1911 года двух спектаклей – шаляпинского и мейерхольдовского; выявляются играемая Ф. И. Шаляпиным структура сценического образа царя Бориса и способ актерского существования, положенный в основу работы над главной ролью; формулируются основные характеристики мейерхольдовского спектакля. Научная новизна этого исследования связана не с открытием новых источников, а заключается в выдвижении научных гипотез, способных задать новые вопросы давно существующим источникам и извлечь из них новое знание о мейерхольдовской постановке «Бориса Годунова» 1911 года на сцене Мариинского театра, считающейся в существующей литературе неудачей Мейерхольда. В результате определено, что шаляпинский и мейерхольдовский спектакли не противоречили друг другу, а монтировались Мейерхольдом друг с другом в целостную сценическую композицию. Кроме того, данную постановку нельзя считать неудачей режиссера, она стала для него одним из этапов по освоению новой области деятельности – оперной режиссуры.
Ключевые слова и фразы:
В. Э. Мейерхольд
постановка «Бориса Годунова» 1911 года
Ф. И. Шаляпин
шаляпинский спектакль
мейерхольдовский спектакль
V. E. Meyerhold
1911 production of “Boris Godunov”
F. I. Chaliapin
Chaliapin’s production
Meyerhold’s production
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. А. С. <Суворин А. С.> На репетиции «Бориса Годунова» («Новое время», 1911, 6 января) // Мейерхольд в русской театральной критике. 1892-1918 / Российский институт истории искусств; сост. и комм. Н. В. Песочинского, Е. А. Кухты, Н. А. Таршис. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997.
  2. Асафьев Б. В. Из книги «Мысли и думы». Шаляпин // Асафьев Б. В. Избранные труды: в 5-ти т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. Т. 4. Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке.
  3. Бебутов В. Неутомимый новатор // Встречи с Мейерхольдом: сборник воспоминаний / ред.-сост. Л. Д. Вендровская. М.: ВТО, 1967.
  4. Бенуа А. Балет в Александринке («Речь», 1910, 19 ноября) // Мейерхольд в русской театральной критике. 1892-1918 / Российский институт истории искусств; сост. и комм. Н. В. Песочинского, Е. А. Кухты, Н. А. Таршис. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997a.
  5. Бенуа А. Возобновление «Бориса» («Речь», 1911, 9 января) // Мейерхольд в русской театральной критике. 1892-1918 / Российский институт истории искусств; сост. и комм. Н. В. Песочинского, Е. А. Кухты, Н. А. Таршис. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997b.
  6. В. Л. <Фролов В. К.> «Борис Годунов» с Шаляпиным («Петербургский листок», 1911, 7 января) // Мейерхольд в русской театральной критике. 1892-1918 / Российский институт истории искусств; сост. и комм. Н. В. Песочинского, Е. А. Кухты, Н. А. Таршис. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997.
  7. Гладков А. К. Мейерхольд говорит. Записи 1934-1939 годов. Об опере. Шаляпин // Гладков А. К. Мейерхольд: в 2-х т. М.: СТД РСФСР, 1990. Т. 2. Пять лет с Мейерхольдом. Встречи с Пастернаком.
  8. Глебов И. <Асафьев Б. В.> «Борис Годунов» и его «редакции» в свете социологической проблемы // Музыка и революция. 1928. № 7-8.
  9. Гликман И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр / Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Л.: Советский композитор. Ленинградское отделение, 1989.
  10. Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917 / Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1975.
  11. Дранков В. Л. Природа таланта Шаляпина. Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1973.
  12. Келдыш Ю. В. Оперный театр // Русская художественная культура конца XIX – начала XX века (1908-1917): в 4-х кн. М.: Наука, 1977. Кн. 3. Зрелищные искусства. Музыка.
  13. Мейерхольд В. Э. III (1908 г.) (Из писем о театре) // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2-х ч. / сост., ред. текстов и комм. А. В. Февральского; общ. ред. и вступ. статья Б. И. Ростоцкого; в подборе текстов и в подготовке комм. принимала участие М. М. Ситковецкая. М.: Искусство, 1968a. Ч. 1. 1891-1917.
  14. Мейерхольд В. Э. К истории и технике Театра // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2-х ч. / сост., ред. текстов и комм. А. В. Февральского; общ. ред. и вступ. статья Б. И. Ростоцкого; в подборе текстов и в подготовке комм. принимала участие М. М. Ситковецкая. М.: Искусство, 1968b. Ч. 1. 1891-1917.
  15. Мейерхольд В. Э. К постановке «Тристана и Изольды» на Мариинском театре 30 октября 1909 года // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2-х ч. / сост., ред. текстов и комм. А. В. Февральского; общ. ред. и вступ. статья Б. И. Ростоцкого; в подборе текстов и в подготовке комм. принимала участие М. М. Ситковецкая. М.: Искусство, 1968c. Ч. 1. 1891-1917.
  16. Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд / Академия наук СССР; Институт истории искусств МК СССР. М.: Наука, 1969.
  17. Ряпосов А. Режиссерская методология Мейерхольда. Режиссер-новатор и «большой театр»: приемы и методы мейерхольдовской режиссуры исканий и Александринский театр. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
  18. Ряпосов А. Ю. Режиссерская методология Мейерхольда. 1. Режиссер и драматург: структура образа и драматургия спектакля / Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, театроведческий факультет. Изд-е 2-е, испр. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2001.
  19. Ряпосов А. Ю. Режиссерская методология Мейерхольда. Брошюра «Амплуа актера»: структура, содержание, смысл: монография / Российский институт истории искусств. СПб.: Астерион, 2019.
  20. Ряпосов А. Ю. Режиссерская методология Мейерхольда. Драматургия мейерхольдовского спектакля: мысль, зритель, театральный монтаж: учеб. пособие. Изд-е 2-е, испр. СПб.: Лань; Планета музыки, 2022a.
  21. Ряпосов А. Ю. Русское режиссерское искусство XX века: системы, направления, концепции, идеи: учеб.-метод. пособие для аспирантов, обучающихся по специальности 17.00.09 «Теория и история искусства» / Российский институт истории искусств. СПб.: Астерион, 2022b.
  22. Старк Э. Из книги «Шаляпин». Послесловие. Стиль творчества Шаляпина // Федор Иванович Шаляпин: сборник: в 2-х т. / ред.-сост. и автор коммент. Е. А. Грошева. М.: Искусство, 1960. Т. 2. Статьи, высказывания, воспоминания о Ф. И. Шаляпине.
  23. Третьякова Е. В. «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в динамике театральных концепций // Спектакль в контексте истории: сб. науч. тр. / Министерство культуры РСФСР; Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. Л., 1990.
  24. Чун Се Ик. Актерский метод Ф. И. Шаляпина: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2008.
  25. Шаляпин Ф. И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах (главы из книги) // Федор Иванович Шаляпин: сборник: в 3-х т. / ред.-сост. Е. А. Грошева; коммент. Е. А. Грошевой при участии И. Ф. Шаляпиной. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Искусство, 1976a. Т. 1. Литературное наследство. Письма.
  26. Шаляпин Ф. И. Страницы моей жизни // Федор Иванович Шаляпин: сборник: в 3-х т. / ред.-сост. Е. А. Грошева; коммент. Е. А. Грошевой при участии И. Ф. Шаляпиной. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Искусство, 1976b. Т. 1. Литературное наследство. Письма.
  27. Янковский М. О. Шаляпин и русская оперная культура / под ред. Евг. Кузнецова; Государственный научно-исследовательский институт театра и музыки. Л. – М.: Искусство, 1947.
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА