Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. Выпуск 12-1
КОЛЛЕКЦИЯ:    Varia

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА В РУССКОЯЗЫЧНЫХ РОМАНАХ В. НАБОКОВА

Узбекова Гузель Филаесевна
Башкирский государственный университет


Дата поступления рукописи в редакцию: 30 ноября 2015 г.
Аннотация. В статье рассматриваются приемы театральной игры в русскоязычных романах В. Набокова. Предметом анализа являются истоки формирования и художественные особенности театрализации в прозе писателя. Внимание акцентируется на разграничении народных площадных и модернистских театральных жанров. Выявляются биографические факты, повлиявшие на выбор автором тех или иных сценических форм. Характеризуются образы, мотивы, коллизии и признаки русского балагана; дается представление об элементах современного театра.
Ключевые слова и фразы:
литература модернизма
приемы театрализации
балаганная художественная культура
образ куклы-марионетки
жанр абсурда
modernist literature
theatricalization techniques
farcical artistic culture
image of puppet
genre of absurdity
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Бабиков А. Изобретение театра [Электронный ресурс] // Либрусек. URL: http://lib.rus.ec/b/162361/read (дата обращения: 12.03.2014).
  2. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
  3. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: о русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 208 с.
  4. Владимирова Н. Куклы и кукольность в литературе XX века (проза В. Набокова) // Некалендарный XX век. Великий Новгород, 2003. Вып. 2. С. 184-192.
  5. Гиппиус В. В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. М. - Л.: Наука, 1966. С. 295-330.
  6. Доценко Е. Абсурд как проявление театральной условности // Известия УрГУ. Екатеринбург, 2004. Вып. 8. С. 97-112.
  7. Дьячковская Л. Свет, цвет, звук и граница миров в романе «Защита Лужина» // В. В. Набоков. Pro et contra. СПб., 2002. С. 695-715.
  8. Кафидова Н. Проблема театральности прозы В. Набокова // Литература и театр: материалы международной научно-практической конференции. Самара, 2006. С. 274-280.
  9. Лотман Ю. М. Кукла в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 377-380.
  10. Манн Ю. В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма. М.: РГГУ, 2007. 516 c.
  11. Морозов И. А. Феномен куклы в современной и традиционной культуре. М.: Индрик, 2011. 352 с.
  12. Набоков В. В. Собрание соч.: в 4-х т. М.: Правда, 1990.
  13. Набоков В. В. Эссе и стихи из журнала «Карусель» [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/nabokov_vladimir_vladimirovich/esse_i_stihi_iz_zhurnala_karusel/ (дата обращения: 05.04.2015).
  14. Некрылова А. Русские городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начало XIX века. Л.: Искусство, 1980. 191 с.
  15. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 504 c.
  16. Савельева Г. Кукольные мотивы в творчестве Набокова // В. В. Набоков. Pro et contra. СПб., 2002. С. 345-354.
  17. Сконечная О. «Отчаяние» В. Набокова и «Мелкий бес» Ф. Сологуба // В. В. Набоков. Pro et contra. СПб., 2002. С. 520-531.
  18. Хализев В. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. 240 с.
  19. Хасин Г. Театр личной тайны: русские романы В. Набокова. М. - СПб.: Летний сад, 2001. 187 c.
  20. Якубова Р. Х. Творчество Ф. М. Достоевского и художественная культура. Уфа: Гилем, 2003. 180 с.
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА