Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
|
СМЫСЛОВОЙ ОБЪЕМ МОТИВА КОКОНА В РАССКАЗАХ В. В. НАБОКОВА «БЛАГОСТЬ» И «РОЖДЕСТВО»
|
Форсикова Юлия Тимофеевна
Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница № 1
Погребная Яна Всеволодовна
Ставропольский государственный педагогический институт
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
29 ноября 2019
г.
|
Аннотация.
Цель статьи состоит в анализе смыслового объема концепта КОКОН, представленного в рассказах В. В. Набокова «Рождество» и «Благость» семантическим рядом однородных предметов: коробка; гроб; кокон бабочки; мебельные чехлы; спичечный коробок; глиняная болванка, обернутая тряпкой; каштаны. Объектом исследования представляется смысловой объем исследуемого мотива. Нашей задачей было проследить, как значение образов, репрезентирующих кокон, реализуется в контексте цикла рассказов «Возвращение Чорба», а именно, как осуществляется тематическая связь между двумя исследуемыми рассказами, а также между текстом и интертекстом одного из рассказов. Установлено, что образное и тематическое единство рассказов обеспечивается вариациями мотива кокона.
|
Ключевые слова и фразы:
мотив
предметный мир
концепт КОКОН
семантическое ядро
Набоков
motive
objective world
concept COCOON
semantic core
V. V. Nabokov
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Барабтарло Г. А. Очерк особенностей устройства двигателя в «Приглашении на казнь» // В. В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: антология / сост. Б. Аверин, М. Маликова, А. Долинин. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 433-447.
- Барабтарло Г. А. Ужас и благость [Электронный ресурс]. URL: https://lit.wikireading.ru/39817 (дата обращения: 13.12.2018).
- Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С. 234-407.
- Бетея Д. М. Изгнание как уход в кокон: образ бабочки у Набокова и Бродского // Русская литература. 1991. № 3. С. 167-175.
- Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М.: Новое лит. обозрение, 1995. 480 с.
- Долинин А. А. Истинная жизнь писателя Сирина. Работы о Набокове. СПб.: Академ. проект, 2004. 402 с.
- Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Эксмо, 2009. 271 с.
- Набоков В. В. Знаки и символы // Набоков В. В. Со дна коробки. Прозрачные предметы / пер. с англ. Д. Чекалова. СПб.: Азбука-классика, 2003. С. 92-100.
- Набоков В. В. «Превращение» (1915) // Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. СПб.: Азбука, 2018. С. 321-363.
- Набоков В. Русский период. Собрание сочинений: в 5-ти т. СПб.: Симпозиум, 2004. Т. 1. 832 с.
- Погребная Я. В. К вопросу о неомифологизме В. В. Набокова // Вестник Ставропольского государственного университета. 2005. № 41. С. 184-191.
- Проскурина Е. Н., Ермоленко Ст. Поэтика смерти - воскресения в рассказе В. В. Набокова «Рождество» // Филологический класс. 2005. № 1 (13). С. 66-70.
- Публий Овидий Назон. Метаморфозы [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POEEAST/OWIDIJ/ovidii2_2.txt (дата обращения: 15.01.2019).
- Рягузова Л. Н. «Фотографическая память» в художественной системе В. В. Набокова // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 3 (50). С. 29-30.
- Рягузова Л. Н. «Художественное видение» как теоретический и художественный концепт // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 2 (45). С. 44-45.
- Силантьев И. В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 294 с.
|
|