Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Том 13. Выпуск 5
КОЛЛЕКЦИЯ:    Русский язык

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Преодоление семантических оппозиций в семиотически сложных художественных текстах

Ван На
Российский университет дружбы народов


Дата поступления рукописи в редакцию: 29 мая 2020 г.
Аннотация. В статье была поставлена цель - рассмотреть явление семантической оппозиции, проанализировать примеры преодоления семантических оппозиций в художественном тексте, а также выявить способы формирования текстового семантического поля. Научная новизна исследования состоит в установлении специфики преодоления оппозиций в семиотически сложных текстах. В результате исследования обнаружено, что при преодолении семантических оппозиций в художественном тексте формируются неповторимые текстовые семантические поля, причём как под влиянием сознания автора, так и бессознательно. Преодоление семантических оппозиций служит уточнению смысла художественного произведения, раскрытию его идеи, увеличению его содержательной и эмоциональной информативности.
Ключевые слова и фразы:
семантическая оппозиция
преодоление оппозиции
текстовое семантическое поле
семиотический сложный текст
художественный текст
semantic opposition
overcoming opposition
textual semantic field
semiotically complicated text
fiction text
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Архипова С. А., Буянова Л. Ю. Семиотика мимического и окулистического жеста в художественном тексте (на материале произведений Л. Н. Толстого) // Актуальные проблемы языкознания: сб. науч. ст. Краснодар: КубГУ, 2017. С. 3-8.
  2. Валентинова О. И. Основные принципы построения концептуального словаря полифоничного текста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Лингвистика». 2006. № 8. С. 115-126.
  3. Валентинова О. И. Семиотика полифонии: монография. М.: Изд-во РУДН, 2005. 259 с.
  4. Валентинова О. И. Универсальные принципы анализа вербального искусства: учебное пособие. М.: РУДН, 2010. 158 с.
  5. Достоевский Ф. М. Идиот. М.: Эксмо, 2016. 640 с.
  6. Крылова М. Н. Символика Китая в современной русской литературе // Критика и семиотика. 2016. № 1. С. 227-235.
  7. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1981. Вып. 567. С. 3-18.
  8. Новиков Л. А. Эскиз семантического поля // Новиков Л. А. Избранные труды: в 2-х т. М.: Изд-во РУДН, 2001. Т. 2. Эстетические аспекты языка. Miscellanea. С. 554-570.
  9. Пискунова С. В. Нейтрализация семантических оппозиций в поэтическом тексте // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2011. № 12 (104). С. 684-689.
  10. Садченко В. Т. Текст как объект лингвистической семиотики // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 5 (143). С. 104-111.
  11. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30-ти т. / гл. ред. М. П. Алексеев. М.: Наука, 1981. Т. 6. Дворянское гнездо. Накануне. Первая любовь. 1858-1860. 495 с.
  12. Химич Г. А. К вопросу о философии и семиотике художественного текста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2010. № 2. С. 33-40.
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА