Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
|
Маскарадный мотив в творчестве М. Ю. Лермонтова и В. Шершеневича
|
Новикова Марина Владимировна
Воронежский государственный технический университет
Милованова Анна Игоревна
Воронежский государственный технический университет
Бугакова Надежда Борисовна
Воронежский государственный технический университет
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
26 июня 2020
г.
|
Аннотация.
В статье проводится сопоставительный анализ творчества В. Шершеневича и М. Ю. Лермонтова. Целью исследования стало рассмотрение маскарадного мотива и выявление роли, которую играет маска как неотъемлемый атрибут бала. Хотя сама тема маскарада не является новой в литературоведении, но попытка найти общее и различное при изображении этого мотива в лирике представленных поэтов, безусловно, нова, в чем и заключается научная новизна работы. Полученные результаты показали, что маскарад негативно оценивается поэтами, поскольку он предстает одной из форм, помогающих обществу скрыться от ответственности, спрятать за маской свое истинное лицо.
|
Ключевые слова и фразы:
поэзия
маскарадный мотив
маска
лирический герой
арлекинада
шутовство
Лермонтов
Шершеневич
poetry
masquerade motif
mask
lyrical hero
harlequinade
buffoonery
Lermontov
Shershenevich
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Бандурина Н. С. Страдающий Арлекин как фольклорный образ в поэзии В. Шершеневича // XV юбилейные Царскосельские чтения «Евразийский опыт: культурно-историческая интеграция»: материалы Международной конференции: в 4-х т. СПб.: ЛГУ им. A. C. Пушкина, 2011. Т. 1. С. 206-210.
- Волошин М. А. Лики творчества. Л.: Наука, 1989. 848 с.
- Гринштейн А. Л. Карнавал и маскарад: два типа культуры [Электронный ресурс]. URL: http://el.z-pdf.ru/31kulturologiya/66272-1-algrinshteyn-karnaval-maskarad-dva-tipa-kulturi-govorya-literaturnom-processe-razvitii.php (дата обращения: 18.07.2019).
- Дроздков В. А. DUM SPIRO SPERO: о Вадиме Шершеневиче, и не только: статьи, разыскания, публикации. М.: Водолей, 2014. 800 с.
- Евреинов Н. Н. О новой маске (автобио-реконструктивной). Пг.: Третья стража, 1923. 45 с.
- Ермоленко С. И. Два образа мира - два типа миропереживания: М. Ю. Лермонтов «Как часто, пестрою толпою окружен» // Филологический класс. 2014. № 3 (37). С. 25-29.
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/rus/efremova/178506.html (дата обращения: 09.05.2020).
- Исупов К. Г. Философия и литература «серебряного века» (сближения и перекрестки) // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х гг.): в 2-х кн. / под ред. В. А. Келдыш. М.: ИМЛИ РАН, 2000. Кн. 1. С. 69-130.
- Кумбашева Ю. А. Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2001. 22 с.
- Лермонтов М. Ю. Избранное. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. 576 с.
- Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 2. 388 с.
- Новикова М. В. Экфрасис в поэтической практике имажинистов (В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин): дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2018. 231 с.
- Осьмухина О. Ю. Литература сквозь призму идентичности: маска как форма авторской репрезентации в прозе ХХ столетия. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2009. 288 с.
- Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]: в 4-х т. / под ред. Д. Ушакова. URL: https://ushakovdictionary.ru (дата обращения: 09.05.2020).
- Толшин А. В. Значения и свойства маски в карнавале и маскараде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 41. С. 62-69.
- Чагинская Е. А. От слова к образу: юродивый как инверсия соблазна // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 1 (1). Ч. 2. C. 143-159.
- Шершеневич В. Г. Листы имажиниста. Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1996. 528 с.
|
|