Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
|
Проблема генеалогии музыкальной образности в стихотворениях В. Кривулина 1970-х гг.
|
Хайрулин Тимур Павлович
Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
3 ноября 2020
г.
|
Аннотация.
Статья посвящена анализу музыкальной образности в творчестве Виктора Кривулина 1970-х гг. Цель исследования - установить специфику функционирования музыкальной образности в сборниках «Воскресные облака» и «Музыкальные инструменты в песке и снеге». Научная новизна нашего исследования заключается в обращении к проблеме литературной генеалогии образов музыки в поэтических сборниках В. Кривулина 1970-х гг. В результате выявлены связи музыкальной топики в произведениях Кривулина с интеллектуальными контекстами литературы Серебряного века, в частности, с мифологемой о «дионисийском» и «аполлоническом» начале в искусстве. Также реконструированы взгляды Кривулина на концепцию музыки А. Блока, которая была подвергнута неофициальным поэтом ревизии в ряде литературно-критических высказываний.
|
Ключевые слова и фразы:
неподцензурная литература
Виктор Кривулин
музыкальная образность
литературная генеалогия
интертекстуальность
unofficial literature
Viktor Krivulin
musical figurativeness
literary genealogy
intertextuality
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Беневич Г. О композиции, формировании и духе первой книги стихов [Электронный ресурс] // НЛО. 2018. № 4. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/152/article/20032/ (дата обращения: 18.04.2020).
- Беневич Г. Об одной «журналистской» пост-элегии [Электронный ресурс] // Textonly. 2017. № 46. URL: http://textonly.ru/ case/?issue=46&article=39029 (дата обращения: 18.04. 2020).
- Блок А. Интеллигенция и революция // Блок А. Полное собрание сочинений: в 8-ми т. М. - Л.: Худож. лит, 1962. Т. 6. С. 9-20.
- Блюмбаум А. К генезису и семантике «мирового оркестра» в творчестве Александра Блока: несколько уточнений // Acta Slavica Iaponica. 2015. T. 36. P. 1-23.
- Бычков В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма // История философии. 1999. № 4. С. 3-43.
- Давыдова А. Музыкальные образы в русской лирике ХХ века: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2006. 24 с.
- Житенев А. Образные коды «другой культуры» в поэзии Виктора Кривулина 1970-х гг. [Электронный ресурс] // Полилог: электронный научный журнал. 2011. № 4. С. 15-19. URL: http://polylogue.polutona.ru/upload/private/Polylogue_ 4_2011.pdf (дата обращения: 06.10.2020).
- Кривулин В. Воскресные облака. М.: Пальмира, 2019. 232 с.
- Кривулин В. Ответ на блоковскую анкету // Северная почта. 1981. № 8. [б. с.]
- Кривулин В. Полдня длиной в одиннадцать строк // Часы. 1977. № 9. С. 233-255.
- Кукулин И. Двойное «я» в диалоге с историей [Электронный ресурс] // Воздух. 2016. № 3-4. URL: http://www.litkarta.ru/ projects/vozdukh/issues/2016-3-4/kukulin-mandelshtam/view_print/ (дата обращения: 18.04.2020).
- Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л.: Советский писатель, 1989. 720 с.
- Максимов Д. Критическая проза Блока // Блоковский сборник: труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А. А. Блока, май 1962 г. / отв. ред. Ю. М. Лотман. Тарту: ТГУ, 1964. Вып. I. С. 28-97.
- Мандельштам О. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. Т. 2. 704 с.
- Останин Б. Марсий в клетке // Часы. 1978. № 14. [б. с.]
- Ронен О. Поэтика Мандельштама. СПб.: Гиперион, 2002. 240 с.
- Седакова О. Музыка глухого времени // Вестник новой литературы. 1990. № 2. С. 257-266.
- Шварц Е. Войско. Оркестр. Парк. Корабль. М.: Common place, 2018. 336 с.
- Spitzer L. Classical and Christian Ideas of World Harmony: Prolegomena to an Interpretation of the Word “Stimmung”. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1963. 232 р.
|