Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Том 15. Выпуск 5
КОЛЛЕКЦИЯ:    Русская литература

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

«Шут» Ю. Вяземского vs «Шут» А. Эшпая: специфика кинематографической интерпретации образа литературного героя

Осьмухина Ольга Юрьевна
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Овсянникова Екатерина Павловна
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск


Дата поступления рукописи в редакцию: 31 мая 2022 г.
Аннотация. Целью исследования является сравнительно-сопоставительный анализ осмысления образа главного героя и его пути в повести Ю. Вяземского «Шут» и в ее одноименной экранизации. Научная новизна определяется тем, что впервые повесть вводится в научный оборот и осмысливается в свете междисциплинарного подхода. В результате было установлено, во-первых, что если литературный текст продолжает традицию романа воспитания (стадиальность пути героя, его взаимодействие с «учителями», постепенное внутреннее становление и «очищение» в смерти), то экранный нарратив строится как психологическая драма с альтернативным по отношению к первоисточнику финалом; во-вторых, в киноинтерпретации «Шута» трансформируется образ главного героя, который не претерпевает внутреннюю метаморфозу, оставаясь жестоким.
Ключевые слова и фразы:
Ю. Вяземский
русская проза ХХ века
традиция
роман воспитания
кинематографическая интерпретация
Yu. Vyazemsky
Russian prose of the XX century
tradition
Bildungsroman
cinema interpretation
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Арутюнян С. М. Экранизация литературных произведений как специфический тип взаимодействия искусств: дисс. … к. филос. н. М., 2003.
  2. Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972.
  3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
  4. Вяземский Ю. П. Если столкнешься с собой… М.: Астрель; АСТ, 2011.
  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Терра, 1995. Т. 4. Р - V.
  6. Каспэ И. М. Рукописи хранятся вечно: телесериалы и литература. 2006. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2006/2/rukopisi-hranyatsya-vechno-teleserialy-i-literatura.html
  7. Куряев И. Р. Кино-интерпретация поздней прозы И. Тургенева в отечественном дореволюционном кинематографе («Клара Милич» И. Тургенева vs «После смерти» Е. Бауэра) // Уральский филологический вестник. Серия «Русская классика: динамика художественных систем». 2017. Вып. 9.
  8. Куряев И. Р. Сокуров vs Платонов: кинематографическая образность «Реки Потудань» // Андрей Платонов и художественные искания XX века: проблемы рецепции: сб. науч. тр. / под ред. Т. А. Никоновой. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2019.
  9. Куряев И. Р., Осьмухина О. Ю. Синтез комикса и нуар-стилистики в серии «графических романов» Ф. Миллера “Sin City”: к проблеме реинтерпретации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3-1 (81).
  10. Маневич И. М. Кино и литература. М.: Искусство, 1966.
  11. Мартьянова И. А. Кинематограф русского текста. СПб.: Свое издательство, 2011.
  12. Немченко Л. Экранизация как поле интерпретации // Toronto Slavic Quarterly. 2013. № 44 (Spring).
  13. Олизько Н. С. Интермедиальность как разновидность интердискурсивных отношений // Мировая литература в контексте культуры. 2008. № 3.
  14. Осьмухина О. Ю., Куряев И. Р. Специфика преломления традиции романа воспитания в прозе М. Шишкина (на материале «Записок Ларионова») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 3.
  15. Погожева Л. П. Экранизация литературных произведений // Искусство кино. 1961. № 10.
  16. Солдаткина Я. В. Литература в звуке, цвете, движении: историко-литературные основы медиасловесности. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2019.
  17. Тимашков А. Ю. Интермедиальность как авторская стратегия в европейской художественной культуре рубежа XIX-XX веков: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2012.
  18. Тишунина Н. В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  19. Фасмер М. Успение // Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 1964-1973. URL: https://gufo.me/dict/vasmer
  20. Фрадкин Л. З. Экранизация русского классического романа и проблемы монтажа. М.: Искусство, 1971.
  21. Хаминова А. А., Зильберман Н. Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389.
  22. Ямпольский М. Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: Культура, 1993.
  23. Osmukhina O. Yu., Kuryaev I. R. Literature and Cinema: Aspects of Interaction // Journal of History Culture and Art Research. 2018. Vol. 7. Iss. 3.
  24. Rajewsky I. O.Intermediality, Intertextuality, and Remediation: A Literary Perspective on Intermediality // Intermedialites. 2005. № 6. URL: http://cri.histart.umontreal.ca/cri/fr/intermedialites/p6/pdfs/p6_rajewsky_text.pdf
  25. Stam R. Beyond Fidelity: The Dialogics of Adaptation // Film Adaptation: An Anthology / ed. and with an introd. by J. Naremore. New Brunswick: Rutgers University Press, 2000.
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА