Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
|
Специфика преломления семейной темы в творческом сознании автора-повествователя в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя
|
Жаворонкова Мария Юрьевна
Кемеровский государственный университет
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
30 июня 2022
г.
|
Аннотация.
Цель исследования - определить особенности развития семейной темы в творческом сознании автора-повествователя в поэме «Мёртвые души». Научная новизна состоит в том, что на основе рассмотрения повествовательной структуры поэмы выделены две формы присутствия автора в тексте: эпическая, для которой характерна позиция вненаходимости (М. М. Бахтин), и романная, связанная с вхождением автора в материальный мир героев. Обе формы соединены в образе автора-повествователя, синтезирующего в своем сознании бытовой и символический аспекты семейной темы. В результате исследования показано, что через изображение частного домашнего мира персонажей автор-повествователь приближается к универсальному, философскому осмыслению семейной темы.
|
Ключевые слова и фразы:
Н. В. Гоголь
поэма «Мёртвые души»
семейная тема
взаимодействие эпического и романного
автор-повествователь
N. V. Gogol
“Dead Souls” poem
family theme
interaction of the epic and the novel
author-narrator
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Асоян А. А. «Почтите высочайшего поэта…»: судьба «Божественной Комедии» Данте в России. М.: Книга, 1990.
- Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Языки славянских культур, 2012. Т. 3.
- Виролайнен М. Н. Брачный сюжет в гоголевском Петербурге // Новый филологический вестник. 2019. № 3 (50).
- Виролайнен М. Н. Ранний Гоголь: катастрофизм сознания // Гоголь как явление мировой литературы: сб. ст. М.: ИМЛИ РАН, 2003.
- Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: в 17-ти т. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2009. Т. 6.
- Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: в 23-х т. М.: Наука, 2012. Т. 7. Кн. 1.
- Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя. М.: Флинта, 2021.
- Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.
- Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М. - Л.: Гос. изд-во художеств. лит., 1959.
- Есаулов И. А. Россия с позиции вненаходимости и/или причастного видения? (Гоголевская «точка зрения» в «Мёртвых душах»). 2018. URL: https://esaulov.net/uncategorized/gogol-mert
- Жаворонкова М. Ю. Брачные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 10-2 (88).
- Кривонос В. Ш. «Мертвые души» Гоголя: пространство смысла. М.: Флинта, 2018.
- Лесогор Н. В. «Дантовский текст» в творчестве Н. В. Гоголя: генезис и поэтика: автореф. дисс. … к. филол. н. Красноярск, 2009.
- Манн Ю. В. Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
- Полякова А. А. Структурообразующая роль народного календаря в цикле Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2008.
- Проскурина Е. Н. Дом и дорога в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» // Филологический класс. 2003. № 2 (10).
- Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мертвые души» Л.: Наука, 1987.
- Софронова Л. А. Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб.: Алетейя, 2010.
- Хусаинова О. И. Тема детства в творчестве Н. В. Гоголя: автореф. дисс. … к. филол. н. Саратов, 2009.
- Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
- Янушкевич М. А. Традиции античности в художественном мире Н. В. Гоголя: автореф. дисс. … к. филол. н. Томск, 2000.
|
|