Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
|
Концептуальная оппозиция БЕЗМОЛВИЕ – ПУСТОСЛОВИЕ в художественном пространстве романа Захара Прилепина «Обитель»: когнитивно-семантический аспект
|
Глазкова Марина Михайловна
Тамбовский государственный технический университет
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
25 декабря 2024
г.
|
Аннотация.
Статья посвящена изучению структурных особенностей и художественной функциональности ментальных концептов БЕЗМОЛВИЕ и ПУСТОСЛОВИЕ, выявлению подфреймов, образующих с ними синонимические парадигмы и входящих в их концептуальные поля. Цель исследования состоит в проверке истинности гипотезы о динамичности аксиологически значимого для духовности общества концепта БЕЗМОЛВИЕ, образовавшего структурированную систему, в основе которой – концептуальная оппозиция БЕЗМОЛВИЕ – ПУСТОСЛОВИЕ; о полифункциональности оппозиции БЕЗМОЛВИЕ – ПУСТОСЛОВИЕ в художественном пространстве произведения. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые роман Захара Прилепина «Обитель» изучается с точки зрения базового в аспекте культурно-исторического развития и ментальных особенностей русского общества концепта БЕЗМОЛВИЕ и его оппозитива, концепта ПУСТОСЛОВИЕ. В статье анализируется концепт БЕЗМОЛВИЕ с учётом всего комплекса когнитивных и ментальных признаков; выявляется содержание его первосмысла; анализируются коннотации полюсов заявленной антиномичной оппозиции и её функции. На основании осуществлённого анализа получены следующие результаты: актуальный смысл концепта БЕЗМОЛВИЕ, близкий семантически концепту ПОКАЯНИЕ, рассматривающийся как средство достижения святости, претерпевает смысловую мутацию, преобразуясь через исторические коннотации (смысл слова «молчание» как выражение гордыни или ограниченности ума) в оппозицию ПУСТОСЛОВИЕ (в значении идеологической пропаганды). Поскольку в романе «Обитель» со структурно сложным концептом БЕЗМОЛВИЕ связана тематически единая культурно-историческая ситуация, организованная в виде совокупности иерархически расположенных и взаимодействующих друг с другом метафорических элементов, оппозицию БЕЗМОЛВИЕ – ПУСТОСЛОВИЕ можно отнести к фрейм-структуре. Концептуальная оппозиция БЕЗМОЛВИЕ – ПУСТОСЛОВИЕ используется писателем с целью создания системы образов и для формирования основной идеи произведения, связанной с поиском причин духовного кризиса русского общества начала ХХ столетия.
|
Ключевые слова и фразы:
динамичность концепта
когнитивные и ментальные признаки
коннотации полюсов антиномичной оппозиции
духовный кризис
первосмысл концепта
dynamism of the concept
cognitive and mental signs
connotations of the poles of the antinomic opposition
spiritual crisis
the first understanding of the concept
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Бердникова О. А. Роман З. Прилепина «Обитель» как феномен современной русской прозы: контексты понимания // «Ищите же прежде царствия божия и правды его» (Мф. 6:33): материалы ХII международного форума / Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. Липецк, 2017.
- Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. Изд-е 2-е. М.: Издательский дом ЯСК, 2019.
- Борисова Л. В., Иванова А. М., Чуева Э. В. Концептуальная оппозиция «правда – ложь» в чувашской и русской языковых картинах мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 7.
- Вахштайн В. С. Памяти Ирвинга Гофмана // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007. № 3 (83).
- Гончарова Н. Н. Концепт – основная единица языковых картин мира // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 1.
- Горяинова О. И. Культура повседневности в контексте методологии культурологического познания // Культурологический журнал. 2010. № 1.
- Дзюбенко А. И. Фреймовая структура художественного вымысла: лингвопрагматический аспект (на материале романа В. В. Орлова «Аптекарь») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 8.
- Карасик В. И. Транслируемость концептов // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текстов: материалы международного симпозиума: в 2 ч. Волгоград: Перемена, 2003. Ч. 2.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
- Коврыгина Н. В., Павловская О. Е., Коврыгина Ю. В. Лингвокультурные концепты «Космос» и «Время»: функционирование в различных типах текста // Наука. Образование. Современность. 2023. № 2.
- Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Очерки по философии художественного творчества / РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Изд-е 2-е, доп. СПб.: БЛИЦ, 1999.
- Ляпин С. Х. Концептология и становление подхода // Концепты. Научные труды Центраконцепта. Архангельск, 1997. Вып. 1.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.
- Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка: монография. Воронеж: Истоки, 2007.
- Попова И. М. Амплитуда исторического пути России сквозь призму трансформированных концептов «Правда Господня» и «Своя Правда» по роману Захара Прилепина «Обитель» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-2 (54).
- Попова И. М. Концептуальность интертекста Ф. М. Достоевского в романе З. Прилепина «Обитель» // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2016. № 2 (38).
- Семухина Е. А., Шиндель С. В. Фреймовый подход к изучению культурных феноменов // Культура и искусство. 2021. № 8.
- Сидоренко Т. М. Концепты «истина» и «истинность» в языковой картине мира: лингвокультурологический аспект // Современный ученый. 2022. № 6.
- Сухих О. С. Роман З. Прилепина «Обитель»: поэтика художественного эксперимента // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 1.
|
|