СУФИЗМ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ: РОЛЬ, ОСОБЕННОСТИ И МОДЕЛИ МИРА
Юсупов Айрат Фаикович, Юсупова Нурфия Марсовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Аннотация. Статья раскрывает особенности суфизма в средневековой татарской культуре на материале литературных произведений. Целью данной статьи является воссоздание суфийской картины мира в средневековой татарской поэзии и определение основных национально-специфических особенностей. Научная новизна определяется иным подходом к изучению суфийской литературы: татарская суфийская поэзия исследуется на фоне воссоздания суфийских моделей мира, а также в широком контексте восточной литературы и философии.
Ключевые слова и фразы: суфизм, суфийские модели мира, средневековая татарская поэзия, язык суфийских произведений, Sufism, Sufi models of the world, medieval Tatar poetry, language of Sufi works
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абилов Ш. Идеал социальной утопии в наследии татарских мыслителей периода Средневековья // Из истории татарской общественной мысли. Казань, 1979. С. 56-63.
Абилов Ш. Суфичылык // Татар ?д?бияты тарихы: в 6-ти т. Казан: Тат. кит. н?шр., 1984. Т. 1. Б. 356-366.
Бертельс Е. Э. Избранные труды: в 3-х т. М.: Наука, 1965. Т. 3. 560 с.
Брагинский И. К итогам дискуссии о периодизации истории литератур Востока // Народы Азии и Африки. 1965. № 3. С. 55-72.
Гумеров И. Идейно-эстетические особенности творчества Гали Чокрыя: дисс. ... к. филол. н. Казань, 2002. 275 с.
Загидуллина Д. Картина мира и художественные особенности средневековой суфийской поэзии // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия гуманитарных наук. Казань, 2007. Т. 149. Книга 2. С. 206-216.
Ибрагим Т. Суфийская концепция "совершенного человека" // Человек как философская проблема: Восток - Запад. М., 1991. С. 62-75.
Ибрагим Т. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань, 2002. 239 с.
Игнатенко А. Мир - Бог в Зеркале, или Как возник Совершенный Человек // Человек и Природа в духовной культуре Востока. М.: ИВ РАН; КРАФТ, 2004. С. 14-47.
Идиятуллина Г. Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конца XVIII - начала XIX века (по материалам трактата "ал-иршад ли-л-'ибад"): автореф. дисс. … к.и.н. Казань, 2001. 22 с.
Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. СПб.: Диля, 2004. 464 с.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. 1596 с.
Пригарина Н. Введение // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 1989. С. 3-17.
Пригарина Н. И. Образное содержание бейта в поэзии на персидском языке // Восточная поэтика. М., 1983. С. 89-108.
Степанянц М. Т. Поиск скрытого смысла // В поисках скрытого смысла: духовное учение Руми. М.: Ладомир, 1995. С. 4-15.
Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. 190 с.
Хейзинга Й. Осень Средневековья // Хейзинга Й. Сочинения: в 3-х т. М.: Наука, 1995. Т. 1. 457 с.
Шиммель А. Мир исламского мистицизма / пер. с англ. Н. И. Пригариной, А. С. Раппопорт. М.: Алетейа; Энигма, 2000. 416 с.
Юзеев А. Суфизм в Поволжье и Приуралье // Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. С. 113-117.