РЕЦЕПЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ МОТИВОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ СКАЗКИ В ЛИРИКЕ ДАНЫ СИДЕРОС (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА "УЧЕНИК ДУРАКА")
Ливская Евгения Валентиновна, Волхонская Мария Андреевна
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского
Дата поступления рукописи в редакцию: 21.01.2019
Аннотация. В статье предпринимается попытка рассмотреть поэзию современного российского автора Даны Сидерос в контексте постмодернистской сказочной традиции. Сохраняя линейный сказочный сюжет, устойчивые роли-функции персонажей, Сидерос при этом экспериментирует с субъектно-объектной организацией текста - так она "открывает" текст сказки читателю, который становится активным участником акта творчества, поскольку именно его интерпретация "дополняет" и "завершает" произведение. Насыщение текста "авторской сказки" аллюзиями к фольклорным, литературным, культурно-историческим коллизиям и образам усложняет ее интертекстуальный пласт, тем самым способствует многообразию трактовок и интерпретаций.
Ключевые слова и фразы: Дана Сидерос, восточнославянская сказка, постмодернистский дискурс, современная литература, интерпретация, Dana Syderos, East-Slavic fairy tale, postmodernist discourse, modern literature, interpretation
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов / Историческая поэтика. Л.: Худож. лит., 1940. 649 с.
Викторова Н. А. Английская литературная сказка эпохи постмодернизма: дисс. … к. филол. н. Казань, 2011. 234 с.
Волков В. Н. Постмодерн и его основные характеристики // Культурное наследие России. 2014. № 2 (5). С. 3-8.
Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М.: Наука; Восточная литература, 1993. 304 с.
Краснов Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения: к постановке вопроса // Вопросы сюжета и композиции. Горький: Изд-во ГГУ, 1980. Вып. 4. С. 69-81.
Ливская Е. В. Мифопоэтическая система прозы А. Грина (на материале рассказа "Фанданго") // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 1 (55). Ч. 2. С. 26-28.
Медриш Д. Н. Литературная и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1980. 255 с.
Мелетинский Е. М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1983. Вып. 635. С. 115-125.
Мелетинский Е. М. Структурно-типологическое изучение сказки // Пропп В. Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. С. 134-167.
Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. 199 с.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 364 с.
Пропп В. Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. 168 с.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3-х т. / гл. ред. П. А. Клубков. М. - СПб.: ВЛАДОС; Изд. филол. фак-та С.-Петерб. гос. ун-та. 2002. Т. 3. 704 с.
Сидерос Д. Ученик дурака. М.: Live Book, 2015. 136 с.
Силантьев И. В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с.
Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.
Тюпа В. И. Словарь мотивов как научная проблема // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1996. Вып. 1. От сюжета к мотиву / под ред. В. И. Тюпы. С. 3-15.
Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 2005. 405 с.
Хартунг В. Ю. Англоязычная постмодернистская литературная сказка как пример "открытого текста" (на материале сказки Н. Геймана "Коралина") // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63). Ч. 2. С. 46-49.
Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. 450 с.
Эпоева Л. В., Миронова М. Н., Миронова М. Р. Мотив как основа волшебной сказки // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2017. № 8. С. 284-292.