Достоверность повествования и художественный домысел в произведениях А. Айдамирова ("Молния в горах"), Ш. Окуева ("Красные цветы на снегу") и М. Мамакаева ("Зелимхан")
Товсултанова Джамиля Салавдиевна, Даудова Мата Исмаиловна
Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный
Дата поступления рукописи в редакцию: 28.12.2021
Аннотация. Цель данной статьи - дать научную характеристику явлению художественного взаимодействия "достоверности" и авторского "домысла" в творчестве А. Айдамирова, М. Мамакаева и Ш. Окуева, опираясь на сюжетные константы, образы-символы и концепты в их романах. Научная новизна заключается в том, что впервые показаны противоречия стиля автора и стиля эпохи по отношению к "эвиденциальности" как маркеру художественной правды, выявлена роль символов, репрезентирующих "достоверность" и "эвиденциальность" нарратива. Полученные результаты позволяют проследить реализацию идеала исторической правды в романах, сочетающих достоверность, документальную точность с авторской фантазией, домыслом и мифопоэтической образностью.
Ключевые слова и фразы: достоверность, эвиденциальность, исторический реализм, домысел, мортальный сюжет, художественный реализм, credibility, evidentiality, historical realism, speculation, mortal plot, artistic realism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Айдамиров А. А. Молния в горах / пер. с чеч. А. Айдамирова. Грозный, 2004.
Бердяев С. К. Чечня и разбойник Зелимхан. Париж, 1932.
Гайтукаев К. Б. Писатель и его герои. Грозный: Джохар, 1997.
Гериханов X. Тернистый путь "Долгих ночей" // Гериханов Х. Эпоха долгих ночей (статьи, очерки, рецензии, воспоминания, интервью, выступления в периодической печати). Грозный, 2011.
Джамбеков О. А. Место фольклора в системе мировидения, литературно-эстетической концепции и творческой индивидуальности чеченских писателей ХХ века (проза Магомета Мамакаева, Абузара Айдамирова, Шимы Окуева): дисс. … д. филол. н. Махачкала, 2016.
Джамбекова Т. Б. Роль фольклора в эволюции чеченской прозы ХХ века: автореф. дисс. … д. филол. н. Майкоп, 2010.
Джамбекова Т. Б., Джамбеков О. А. Роль фольклорной семантики, поэтики и стилистики в художественной организации финальных сцен романа Магомета Мамакаева "Зелимхан" // Научный вестник Кубанского государственного университета. Медиакоммуникация. 2016. № 1.
Мамакаев М. А. Зелимхан: роман. Грозный: Чечено-Ингушское издательство. 1981.
Окуев Ш. Х. Избранное. Красные цветы на снегу. М.: Благотворительный фонд поддержки чеченской литературы, 2009.
Панеш У. М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990.
Панченко Н. Н. Достоверность как коммуникативная категория: монография / науч. ред. В. И. Шаховский. Волгоград: Изд-во ВГПУ "Перемена", 2010.
Пивоев В. М. Субъективная достоверность и ее критерии // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 4.
Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: ACT - Восток - Запад, 2010.
Проскурнина Л. Репрезентация языковой личности автора художественно-исторического текста (на материале произведений И. И. Лажечникова): автореф. дисс. … к. филол. н. Белгород, 2019.
Фурс Л. А. Синтаксически репрезентируемые концепты: дисс. … д. филол. н. Тамбов, 2004.
Хилимов Ю. В. Феномен смерти человека (возможности философской концептуализации): дисс. … к. филос. н. Саратов, 2004.
Хорольский В. В. Стиль современной западной публицистики как предмет научного изучения (на материале статей и эссе Дж. Барнса и Д. Рейфилда) // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. № 1 (1). DOI 10.18413/2712-7451-2021-40-1-28-38