Формирование темы бедности в художественном пространстве произведений Ф. М. Достоевского
Клюшина Алёна Михайловна
Самарский государственный социально-педагогический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 03.01.2023
Аннотация. Цель исследования заключается в характеристике особенностей формирования темы бедности посредством употребления языковых единиц с семантикой крайности в художественных произведениях Ф. М. Достоевского. Настоящая работа обладает научной новизной, поскольку в этом аспекте творчество мастера слова еще не было предметом изучения. Кроме того, исследование позволяет с наибольшей полнотой охарактеризовать категорию крайности. В результате выявлено, что формирование темы бедности в художественном пространстве произведений Ф. М. Достоевского происходит посредством совокупности описаний места жительства, одежды, внешнего вида, голода персонажей и проч. Установлено, что в этих случаях Ф. М. Достоевский часто употребляет диминутивные формы имен существительных (первая и вторая деривационные ступени). Кроме того, разнообразные сочетания языковых единиц с семантикой крайности также характерны для анализируемых художественных произведений, а именно: квантор всеобщности «вся», частица «даже», превосходная степень «самым безобразнейшим» и синтагматическое соседство «хотя» и неопределенного местоимения с аффиксом «-нибудь» помогают изобразить ситуацию, при которой бедность персонажа достигает крайности.
Ключевые слова и фразы: Ф. М. Достоевский, семантика крайности, тема бедности, семантическая категория, F. M. Dostoevsky, semantics of extremes, poverty theme, semantic category
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Иванова О. И., Дедюхина О. В. Типология «униженных и оскорбленных» героев в произведениях Ф. М. Достоевского и В. Г. Короленко // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91).
Клюшина А. М. Взаимодействие конституентов семантики крайности в творчестве Ф. М. Достоевского (на материале романа «Бедные люди») // Лингвокультурные универсалии в мировом пространстве: мат. II междунар. науч. конф. (г. Воронеж, 21-23 апреля 2021 г.). Воронеж: Изд-во Воронежского государственного технического университета, 2021а.
Клюшина А. М. О взаимодействии семантики крайности с семантикой уменьшительности в художественном пространстве произведений Ф. М. Достоевского // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. сб. науч. тр. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2021b.
Клюшина А. М. Особенности употребления лексемы «хоть» для передачи семантики крайности в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Лекантовские чтения - 2021: мат. междунар. науч. конф. (г. Москва, 22 ноября 2021 г.) / отв. ред. Е. Н. Орехова. М.: Изд-во Московского государственного областного университета, 2021c.
Клюшина А. М. Формирование образа «маленького человека» в художественном пространстве Ф. М. Достоевского конституентами семантики крайности // Успехи гуманитарных наук. 2022. № 12.
Макурина Н. А. Н. А. Некрасов и Ф. М. Достоевский как выходцы из кружка В. Г. Белинского: общность тем и образов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 3 «Гуманитарные и общественные науки». 2022. № 1.
Николаева Т. М. Семантика акцентного выделения. М.: Наука, 1982.
Сафонова С. Г. Концепт БОГАТСТВО в художественной картине повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон» // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2015. Т. 157. № 5.
Уздеева Т. М., Уздеева З. И. Антонимичные концепты БЕДНОСТЬ и БОГАТСТВО в романе «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского // Рефлексия. 2018а. № 3.
Уздеева Т. М., Уздеева З. И. Концепт БЕДНОСТЬ в романах «Бедные люди» и «Белые ночи» Ф. М. Достоевского // Рефлексия. 2018b. № 3.
Фуфаева И. В. Экспрессивные диминутивы в условиях конкуренции с нейтральными существительными (на материале русского языка): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2018.
Яхьяпур М., Карими-Мотахар Д., Махназ Д. «Бедность» в произведениях Ф. Достоевского и Гуламхусейна Саэди // Евразийский вестник гуманитарных исследований. 2014. № 1 (1).