Фантастические элементы в романах литРПГ («Господство кланов» Дема Михайлова, «Играть, чтобы жить. Срыв» Д. Руса, «Путь шамана. Начало Пути» В. Маханенко)
Лисицына Елена Юрьевна
Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского
Дата поступления рукописи в редакцию: 17.11.2022
Аннотация. Цель исследования - выявить фантастические элементы нового жанра литературы - литРПГ. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые систематизированы и описаны жанровые черты фантастики в произведениях литРПГ на примере произведений нескольких русских авторов. В исследовании представлен компаративный анализ фантастических компонентов романов «Господство кланов» Дема Михайлова, «Играть, чтобы жить. Срыв» Д. Руса, «Путь шамана. Начало Пути» В. Маханенко (выбраны заглавные книги в ключевых сериях). Автор рассматривает самобытный характер созданных виртуальных миров и находит общий вектор их развития. В результате доказано, что литРПГ развивается по общим законам фантастики, а жанроформирующим элементом является компьютерная игра: условная реальность происходящих событий в новом жанре подменяется виртуальной реальностью многопользовательских компьютерных игр; вновь созданные миры - это имитация средневековой Европы в сочетании с фантастикой; главный герой - обычный человек, который попадает в Иной (виртуальный) мир и приобретает новую личность - игрового персонажа; в каждом романе параллельно существуют игровой и земной миры, которые взаимодействуют и взаимоизменяются, также помимо боевой сюжетной линии присутствует любовная.
Ключевые слова и фразы: фантастика, литРПГ, виртуальная реальность, игра, fiction, litRPG (literary role-playing game), virtual reality, game
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Балашова Т. А. Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики: на материале научно-фантастического романа Великобритании: дисс. … к. филол. н. Балашов, 2003.
Василенко Е. Жанровые особенности новейшей фантастической литературы (на примере литРПГ) // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2018. № 2 (20).
Давыдов Д. Будущее капитализма: от литРПГ к футурологии // Свободная мысль. 2015. № 3 (1651).
Лахманн Р. Дискурсы фантастического. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
Самухин А. Знаковые образы виртуальной реальности в популярной культуре // Обсерватория культуры. 2015. № 6.
Седых И. Обзор ключевых отраслей и рынков «Индустрия компьютерных игр - 2020». М.: Изд-во НИУ «Высшая школа экономики», 2020.
Солопина Г., Абрамова Е. История возникновения и развития литРПГ // Филология и человек. 2020. № 3.
Сумароков Г. Проблема жанрового синтеза в романе Й. Синисало Enkelten Verta (Кровь Ангелов) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. № 5.
Тимошенко Т. В. Фантастика как социокультурный феномен: дисс. … к. филос. н. Ростов н/Д, 2003.
Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с франц. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
Фишман Л. Г. Фантастика и гражданское общество. Екатеринбург: Изд-во Института философии и права УрО РАН, 2002.
Чехлова Л. А. Австрийский фантастический роман первой трети XX века (А. Кубин, Г. Майринк, Л. Перуц): дисс. … к. филол. н. Казань, 2015.