Специфика хронотопа романа В. Каверина «Два капитана»
Осьмухина Ольга Юрьевна, Овсянникова Екатерина Павловна
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Дата поступления рукописи в редакцию: 27.12.2022
Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию пространственно-временных отношений романа «Два капитана» В. Каверина в качестве жанрообразующих, что позволяет определить жанровое своеобразие произведения как синтетическую форму авантюрно-приключенческого романа с элементами романа воспитания. Целью исследования является выявление специфики хронотопической организации романа В. Каверина. Научная новизна определяется тем, что впервые через выявление типов хронотопа и детальное изучение хронотопических отношений осмысливается жанровое своеобразие романа «Два капитана». В результате было установлено, во-первых, что хронотоп романа репрезентован линеарно-хронологическим типом (стадиальный путь главного героя); во-вторых, принципиально значимую семантическую и сюжетную роль играют включенные в него временные пласты (концептуальное, перцептуальное, авантюрное время); в-третьих, пространство представлено оппозицией двух ключевых типов топосов (локальное пространство и неограниченное географически пространство внешнего мира), которые стадиально расширяются по мере становления личности главного героя.
Ключевые слова и фразы: В. Каверин, русская проза ХХ века, традиция, роман воспитания, хронотоп, V. Kaverin, Russian prose of the XX century, tradition, growing-up novel, chronotope
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алферьева Е. Г. Поэтика прозы В. Каверина 1920-х годов: дисс. … к. филол. н. Астрахань, 2002.
Арьев А. По большому счету. К столетию В. А. Каверина // Звезда. 2002. № 4.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
Башляр Г. Избранное: поэтика пространства / пер. с франц. М.: РОССПЭН, 2004.
Белая Г. А. Верность себе: герой и время в творчестве В. Каверина // Октябрь. 1983. № 9.
Гей Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.: Наука, 1975.
Данн Д. У. Эксперимент со временем. М.: Арграф, 2000.
Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2010.
Ломовская М. Герои Каверина в романе и в жизни // Звезда. 2011. № 8.
Новикова О. И., Новиков В. И. В. Каверин: критический очерк. М.: Советский писатель, 1986.
Осьмухина О. Ю., Князева А. А. Специфика хронотопа трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 2.
Павловский А. И. Последний роман последнего серапиона («Эпилог» В. Каверина) // Русская литература. 1997. № 4.
Постнова Е. А. Экфрасис в творчестве В. Каверина 1960-1970-х гг.: дисс. … к. филол. н. Пермь, 2012.
Слепухов Г. Н. Пространственно-временная организация художественного произведения // Философские науки. 1984. № 1.
Смиренский В. Б. Гамлет Энского уезда. Генезис сюжета в романе Каверина «Два капитана» // Вопросы литературы. 1998. № 1.
Токарева Т. Н. Формирование принципов изображения героя в советской детской прозе 1920-х - 1930-х гг.: дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2013.
Тураева З. Я. Категория времени. Время грамматическое и художественное. М.: Высшая школа, 1979.
Тураева З. Я. Лингвистика текста: текст: структура и семантика. М.: Просвещение, 1986.
Тюпа В. И. Художественная реальность как предмет научного познания. Кемерово: Изд-во Кемеровского государственного университета, 1981.
Фаликова Н. Э. Хронотоп как категория исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики / отв. ред. В. Н. Захаров. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 1992.