Биографический миф о М. Горьком и художественная реальность: драматическая трилогия Н. Прибутковской «Три версии одной судьбы. Пьесы»
Уртминцева Марина Генриховна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Дата поступления рукописи в редакцию: 12.01.2024
Аннотация. Цель исследования – на материале анализа драматического цикла Н. Прибутковской «Три версии одной судьбы» дать характеристику способов интерпретации биографических мифов о М. Горьком. Рассматриваются такие дискуссионные позиции горьковского биографического мифа, как истоки формирования мировоззрения будущего писателя, его взаимоотношения с Е. П. Пешковой, а также причины нравственного кризиса Горького последних лет жизни. Определены основные параметры художественного мира пьес, логика сюжета трилогии, принципы отбора фактов биографии писателя. Научная новизна определяется введением в научный оборот пьес, созданных с использованием неопубликованных материалов личной переписки М. Горького, комплексным анализом трилогии как художественного единства, который проводится впервые, так как в настоящее время отсутствуют литературоведческие работы, посвященные драматургии Н. Прибутковской. В результате исследования была определена специфика жанра трилогии, представляющая собой синтез различных типов документальности: эпистолярия (человеческий документ), модели художественной идентификации личности (ранние произведения писателя), документального топоса (Нижний Новгород конца ХIХ века). Показано, что субъективность и оценочность авторской позиции апеллирует к воспринимающему сознанию современного читателя/зрителя, указывая на смену онтологического статуса горьковского мифа.
Ключевые слова и фразы: М. Горький, биографический миф, документальность, драматическая трилогия, художественное время и пространство, M. Gorky, biographical myth, documentary nature, dramatic trilogy, artistic time and space
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Агурский М. Великий еретик. Горький как религиозный мыслитель // Вопросы философии. 1991. № 8.
Баранов В. И. Горький без грима. Тайна смерти. М.: Аграф, 2001.
Баранов В. И. Огонь и пепел костра. Горький: творческие искания и судьба. Горький: ВВКИ, 1990.
Бартошевич А. В. Постдраматический театр. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2013.
Болотян И. М. Вербатим как теоретическое понятие (опыт разработки словарной статьи) // Новейшая русская драма и культурный контекст: сборник научных статей / отв. ред. С. П. Лавлинский, А. М. Павлов. Кемерово: ИНТ, 2020.
Вайнберг И. Горький знакомый и незнакомый: предисловие // Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М.: Сов. писатель, 1990.
Ваксберг А. И. Гибель Буревестника. Опыт исторического исследования. М.: Терра Спорт, 1999.
Время Горького и проблемы истории (материалы и исследования) / отв. ред. Л. А. Спиридонова // М. Горький. Материалы и исследования / Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук. М.: ИМЛИ РАН, 2018. Вып. 14.
Журчева О. В. Вербатим как механизм создания «новой документальности» в новейшей русской драме // Филология и культура. 2016. № 3 (45).
Крылов В. Н. «Усталость» от вымысла, или О синтезе художественного и документального в литературе Серебряного века // Филология и культура. 2012. № 4 (30).
Местергази Е. Г. Документальное начало в литературе // Теоретико-литературные итоги ХХ века: сб. статей: в 2-х т. М.: Наука, 2003. Т. 1. Литературное произведение и художественный процесс / гл. ред. Ю. Борев.
Публицистика М. Горького в контексте истории // М. Горький. Материалы и исследования / Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук. М.: ИМЛИ РАН, 2007. Вып. 8.
Сойма В. Запрещенный Сталин. М.: Олма-Пресс, 2005.
Спиридонова Л. А. М. Горький – художник, мыслитель, человек. М.: ИМЛИ РАН, 2022.
Спиридонова Л. А. Настоящий Горький: мифы и реальность. М.: ИМЛИ РАН, 2013.
Сухих С. И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. Н. Новгород, 1992.