Особенности рецепции «онегинского текста» в литературном процессе XXI в.
Гудкова Светлана Петровна, Раужина Анастасия Михайловна
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.01.2024
Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию специфики развития «онегинского текста», изучению характера его рецепции в русской поэзии последних десятилетий. Целью исследования является определение особенностей развития и трансформации сюжетов и мотивов «онегинского текста» в современном литературном процессе. Научная новизна состоит в том, что впервые современные поэтические переработки «Евгения Онегина» А. С. Пушкина осмысливаются в заявленном аспекте, что позволяет расширить представление об их проблемно-тематическом своеобразии и композиционных принципах, а также определить место поэтических «перепевов» в литературном процессе XXI в. В результате, во-первых, установлено, что появление большого количества «онегинских текстов» обусловлено желанием поэтов отойти от клишированного восприятия классического образца и осмыслить современность сквозь призму пушкинского романа в стихах. Деконструируя жанровый канон пушкинского произведения, современные авторы создают травестийные тексты, «перепевы», пародии на классический сюжет, где знаковый герой становится маркером современной эпохи. Во-вторых, авторы XXI в. пишут фанфики с целью обратить внимание на творческую личность создателя текста, сделать его популярным в сети Интернет; в-третьих, появление «онегинских текстов» обусловлено рефлексией по поводу несовершенств дня сегодняшнего в противовес классической картине мира.
Ключевые слова и фразы: современная поэзия, роман в стихах, пародия, травестия, фанфик, modern poetry, novel in verse, parody, travesty, fanfic
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Белинский В. Г. Собрание сочинений: в 3-х т. / под общ. ред. Ф. М. Головенченко. М.: Гослитиздат, 1948. Т. 1.
Гальцева Р. По следам гения // Пушкин в русской философской критике: конец XIX – первая половина XX в.: сборник / сост., вступ. ст., библиогр. справки Р. А. Гальцевой. М.: Книга, 1990.
Горалик Л. Как размножаются Малфои. Жанр «фэнфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом // Новый Мир. 2003. № 12. https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2003/12/kak-razmnozhayutsya-malfoi.html
Грекова Л. В. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и русская беллетристика 1830-х – 1850-х годов: аспекты рецепции: дисс. … к. филол. н. Псков, 2000.
Гроссман Л. Пародия как жанр литературной критики // Бегак В., Кравцов Н., Морозов А. Русская литературная пародия / вступ. ст. А. Цейтлина и Л. Гроссмана. М. – Л.: Госиздат, 1930.
Гудкова С. П. Крупные жанровые формы в русской поэзии второй половины 1980-2000-х годов: дисс. … д. филол. н. Саранск, 2011.
Дроздова А. О., Петров В. В. Нарративные интерпретации романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в русском фанатском сообществе // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2018. № 5.
Загидуллина М. Ремейки, или Экспансия классики // Новое литературное обозрение. 2004. № 5 (69).
Загидуллина М. Скрытые смыслы русской классики: первое десятилетие XXI века. 2011. https://rospisatel.ru/konferenzija/zagidullina.htm
Костыря А. В. Метатекстовая практика: сиквелы к романам Джейн Остен // Евразийский гуманитарный журнал. 2020. № 2.
Новиков В. Л. Книга о пародии. М.: Просвещение, 1989.
Розанов И. Н. Литературные репутации. М.: Советский писатель, 1990.
Черняк М. А. Классика в кривом зеркале массовой литературы. К вопросу о тенденциях российской словесности XXI века // Studi Slavistici. 2009. Т. 6. № 1.
Чумаков Ю. Н. «Евгений Онегин» и русский стихотворный роман. Новосибирск: Вестник НГПИ, 1983.