Концептуальные стратегии пост(соц)реализма (роман А. Тургенева «Чтобы Бог тебя разорвал изнутри на куски!»)
Биберган Екатерина Сергеевна, Богданова Ольга Владимировна
Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Д
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.01.2024
Аннотация. Статья посвящена анализу текста игрового романа Андрея Тургенева «Чтобы Бог тебя разорвал изнутри на куски!», вышедшего отдельной книгой в 2008 году в московском издательстве «Эксмо». Исследование предпринято с целью выявить имитационные стратегии критика Вячеслава Курицына, выступившего в данном случае в качестве прозаика под псевдонимом Андрей Тургенев. Авторы работы доказывают, что «прецедентный» псевдоним автора, аллюзийно связанный с именем русского классика Ивана Тургенева, порождает представление о литературной игре, которую затеял критик-писатель, чтобы создать текст-имитацию, так называемый «вторичный» текст. Однако авторы подчеркивают, что классические тургеневские традиции были проигнорированы современным писателем, он попытался, с одной стороны, соединить в романном тексте визуальные приемы кинематографа Феллини, с другой – воспроизвести приемы и практики московских концептуалистов Д. Пригова, Л. Рубинштейна, В. Сорокина и др. Научная новизна состоит в том, что впервые аналитически рассмотрены разные аспекты романа Курицына-Тургенева, выявлены аксиологические ракурсы игровой позиции автора, эксплицированы диалоговые связи романа. В результате доказано, что (наряду со стилевыми промахами) достоинство жанрового эксперимента Курицына-Тургенева составляют обращение к фундаментальным вопросам литературы и творчества, семантически значимое богатство интертекстуальных отсылок к современной русской и мировой литературе.
Ключевые слова и фразы: Вяч. Курицын, Андрей Тургенев, роман «Чтобы Бог тебя разорвал изнутри на куски!», жанровый эксперимент, московский концептуализм, V. Kuritsyn, Andrey Turgenev, novel “So that God will tear you to pieces from the inside!”, genre experiment, Moscow conceptualism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверьянова Е. Несказки Татьяны Толстой. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012.
Альберт Ю. Ф. Московский концептуализм. Начало. Н. Новгород: Приволжский филиал Гос. центра современного искусства, 2014.
Андрианова М. Д. Авторские стратегии в романной прозе А. Битова: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2011.
Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. М.: НЛО, 2000.
Биберган Е. С. Рыцарь без страха и упрека. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011.
Бобринская Е. А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994.
Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое лит. обозрение, 2006.
Богданова О. В. Писатель в маске: критик В. Курицын в роли писателя А. Тургенева. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008.
Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2004.
Богданова О. В. Современный литературный процесс: претекст, подтекст, интертекст. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2019.
Гройс Б. Московский романтический концептуализм // А – Я. 1979. № 1.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2001.
Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: в 2-х т. М.: Академия, 2003. Т. 2.
Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997.
Осьмухина О. Ю. Традиция авторской маски в русской прозе XVIII-XIX веков. М.: ИНФРА-М, 2023.
Осьмухина О. Ю., Байкова С. А. «Вторичный сюжет человеческой трагикомедии»: авторская стратегия прозы Евг. Попова: монография. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2016.
Преодолевшие соцреализм. Авангард 1970-1980-х в борьбе с социалистическим реализмом / отв. ред. О. В. Богданова. СПб.: Алетейя, 2023.
Эпштейн М. Н. Постмодерн в России: литература и теория. Изд-е 3-е. СПб.: Азбука, 2019.