Фреймовая структура аллюзивного антропонима как художественного концепта (на материале романа Донны Тартт «Тайная история» / Donna Tartt “The Secret History”)
Томберг Ольга Витальевна, Ананьина Марина Александровна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Дата поступления рукописи в редакцию: 11.01.2024
Аннотация. Цель работы заключается в установлении фреймовой структуры аллюзивного антропонима как репрезентанта художественного концепта на материале романа Донны Тартт «Тайная история» (Donna Tartt “The Secret History”). Показано, что аллюзивные антропонимы принадлежат к ономастическим реалиям, коннотативной лексике, активизирующей концепты художественного текста. Научная новизна работы заключается в когнитивном подходе к анализу художественного концепта через установление фреймовой структуры аллюзивного антропонима как репрезентанта текстового концепта на материале романа Донны Тартт «Тайная история» и выработке методологической модели анализа фреймовой структуры, репрезентированной аллюзивным антропонимом. Показано, что аллюзивный антропоним имеет фреймовую структуру, включающую ряд когнитивных компонентов. Аллюзивный антропоним может сам представлять текстовый фрейм или выступать в качестве его компонента, отражающего мировидение автора и способствуя созданию художественного образа. Полученные результаты показали, что аллюзивный антропоним может служить в качестве средства вербализации текстового фрейма, имеющего структуру, включающую такие компоненты, как название фрейма, время, место действия, субъект фрейма, соотношение предметов / участников действия, характеристика действия (с привлечением энциклопедической информации).
Ключевые слова и фразы: Д. Тартт, роман «Тайная история», аллюзивный антропоним, художественный концепт, фрейм, D. Tartt, novel “The Secret History”, allusive anthroponym, literary concept, frame
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Ананьева К. А. Фреймовая структура и механизм уподобления фреймов в народной загадке // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. № 13 (752).
Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык. Изд-е 5-е, испр. и доп. М.: Флинта; Наука, 2002.
Бабушкин А. П., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика и семасиология: монография. Воронеж: Ритм, 2018.
Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Постулаты когнитивной семантики // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 1997. Т. 56. № 1.
Беляевская Е. Г. Методы анализа лексической семантики в когнитивной лингвистике // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 20 (706).
Беляевская Е. Г. Фрейм, концепт, метафора – синонимы? (о соотношении и взаимодействии методов когнитивной лингвистики) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2015. Вып. 22 (733).
Богданова К. В. Лингво-когнитивные аспекты аллюзивности (на примере интертекстуальных включений в англоязычной массовой культуре): дисс. … к. филол. н. СПб., 2020.
Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций / М-во обр. и науки РФ, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Рос. ассоциация лингвистов-когнитологов. Изд-е 4-е, испр. и доп. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2014.
Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание / под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001.
Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. Изд-е 4-е. М.: Флинта; Наука, 2009.
Зыкова И. В. Концептосфера культуры и фразеология: теория и методы лингвокультурологического изучения. Изд-е 3-е, стереотип. М.: ЛЕНАНД, 2022.
Иванова С. В., Артемова О. Е. Сценарный фрейм как когнитивная основа текстов прецедентного жанра «лимерик» // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. № 4.
Исмаилова Э. А. Аллюзивные антропонимы в английском политическом дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-1 (71).
Клёстер А. М., Шнякина Н. Ю. Динамический фрейм как структура представления научного знания (на материале немецкого языка) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 4.
Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2000.
Минский М. Фреймы для представления знаний / пер. с англ. М.: Энергия, 2010.
Наумова Т. М. Аллюзивные антропонимы в британской концептосфере: дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2009.
Никонова Ж. В. Фрейм в контексте лингвистической науки // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. Т. 2. № 4.
Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007.
Риторика монолога / под ред. А. И. Варшавской. СПб.: Химера трэйд, 2002.
Сергеева Е. В. Концепт-универсалия и художественный концепт: проблема классификации // Сибирский филологический журнал. 2006. № 1-2.
Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика: классические теории, новые подходы М.: Издательский дом ЯСК, 2018.
Соколова О. В. Категория фрейма в когнитивной лингвистике // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. № 1.
Стешенко М. А. Когнитивные модели представления антропонимических концептов в Библии и в русской поэзии XVIII-XX веков: дисс. … к. филол. н. Калининград, 2020.
Тхорик В. И. Языковая личность (лингвокультурологический аспект): дисс. … д. филол. н. Краснодар, 2000.
Хачмафова З. Р. Женская языковая личность в художественном тексте: дисс. … д. филол. н. Майкоп, 2011.
Чурилина Л. Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры: дисс. … д. филол. н. СПб., 2002.
Fillmore Ch. J. An alternative to checklist theories of meaning // Proceedings of annual meetings of the Berkley Linguistics Society. Berkley, 1975. Vol. I.
Fillmore Ch. J., Atkins B. T. Toward a frame-based lexicon: The semantics of RISK and its neighbours // Frames, fields, and contrasts / ed. by A. Lehrer and E. Kittay. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Assoc., 1992.
Labov W. Language in the inner city: Studies in the Black English vernacular. Philadelphia, 1972.