Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 11. Ч. 2. С. 113-118.
РАЗДЕЛ:    Культурология
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

МЕХАНИЗМ КОДИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Кузьмина Марина Юрьевна
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению исторической изменяемости визуальных механизмов репрезентации реальности в художественной культуре. Рассматриваются исторические типы визуальности в искусстве. Проводится культурологический анализ характера визуальных трансформаций в художественной картине мира модернизма и постмодернизма. Визуальный поворот, отразившийся в текстах художественной культуры со второй половины ХХ в., находит соответствие явлению монтажа как свойства второй моделирующей системы. Выявляются особенности, характерные для нового визуального мышления.
Ключевые слова и фразы: визуальный поворот, монтажный способ видения, фрагментация картинного пространства, тип визуальности, картина мира, визуальная модель, машинное зрение, монтаж, visual turn, arrangement way of seeing, fragmentation of pictorial space, type of visuality, picture of the world, visual model, machine vision, arrangement
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Адорно Т. Кризис видимости // Эстетическая теория / пер. с нем. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001. С. 149-155.
  2. Акопян К. З., Захаров А. В., Кагарлицкая С. Я. Массовая культура. М.: Инфра-М, 2004. 304 с.
  3. Бобринская Е. А. Новое зрение // Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 227-289.
  4. Вирильо П. Машина зрения. М.: Наука, 2005. 144 с.
  5. Горных А. А. Прямая перспектива как историческая форма // Новое литературное обозрение. М., 2006. С. 38-50.
  6. Гуссерль Э. Избранные работы / сост. В. А. Куренной. М.: Изд. дом "Территория будущего", 2005. 464 с.
  7. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Л.: Искусство, 1986. 199 с.
  8. Дульнев Г. Н. От Ньютона и термодинамики к биоэнергоинформатике // Сознание и физическая реальность. 1996. Т. 1. № 1-2. С. 93-97.
  9. Зернов В. Гельмгольц: биографический очерк. М.: Государственное издательство, 1925. 105 с.
  10. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / пер. с англ. М.: Художественный журнал, 2003. 320 с.
  11. Курбановский А. А. Незапный мрак. СПб.: АРС, 2007. 320 с.
  12. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. М. - Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.
  13. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
  14. Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов / пер. с англ. М.: Радио и связь, 1987. 400 с.
  15. Матюшин М. Манифест "Не искусство, а жизнь" // Жизнь искусства. 1923. № 20. С. 15-16.
  16. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с франц.; под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. М.: Ювента; Наука, 1999. 608 с.
  17. Мигунов А. С., Ерохин С. В. Алгоритмическая эстетика. СПб.: Алетейя, 2010. 280 с.
  18. Познин В. Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты: автореф. дисс. … докт. искусствоведения. СПб., 2009. 40 с.
  19. Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. М.: Прогресс, 1975. 450 с.
  20. Родькин П. Е. Футуризм и современное визуальное искусство. М.: Совпадение, 2006. 256 с.
  21. Усманова А. Р. Между искусствознанием и социологией: о предмете и методе "визуальных исследований" // Визуальные аспекты культуры - 2006. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2006. С. 10-20.
  22. Филонов П. Н. Дневники. СПб.: Азбука, 2006. 232 с.
  23. Форсайт Д. А., Понс Ж. Компьютерное зрение: современный подход / пер. с англ. М.: Издательский дом "Вильямс", 2004. 928 с.
  24. Чистякова М. Г. Современное искусство как культурно-антропологический феномен: автореф. дисс. … докт. филос. наук. Тюмень, 2012. 42 с.
  25. Шапиро Л., Стокман Дж. Компьютерное зрение (Computer Vision). М.: Бином; Лаборатория знаний, 2006. 763 с.
  26. Эпштейн М. Н. Философия тела. Тульчинский Г. Л. Тело свободы. СПб.: Алетейя, 2006. С. 16-38.
  27. Foster H. Compulsive Beauty. Cambridge - Mass. - L.: The MIT Press, 1997. 136 p.
  28. Fried M. Art and Objecthood: Essays and Reviews. Chicago - L.: The University of Chicago Press, 1998. 268 p.
  29. Mirzoeff N. What Is Visual Culture // Visual Culture Reader / ed. by N. Mirzoeff. L. - N. Y.: Routledge, 1998. 102 p.
  30. Mitchell W. J. T. Interdisciplinarity and Visual Culture // Art Bulletin. 1995. Vol. 76. № 4. Р. 540-544.
  31. Mьller J. Handbuch der Phisiologie des Menschen fьr Vorlesung. Coblenz: Hцlscher, 1850. 334 S.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru