Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 3. С. 115-122.
ОТРАЖЕНИЕ СУФИЙСКОГО РИТУАЛА В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ (К ПРОБЛЕМЕ НЕОРИТУАЛЬНОСТИ)
Давлатова Ситора Давлатовна
Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.03.2018
Аннотация. В статье рассматривается тема воплощения суфийских ритуалов в аспекте тенденции к неоритуальности, присущей современному композиторскому творчеству. После предварительной характеристики суфийских обрядов выполнен анализ сочинений, в которых реализован взгляд современных композиторов на суфийские ритуалы - зикр и самоъ. В результате были выявлены стабильные признаки: программное название, адресующее к обобщённым представлениям о ритуале; тембры, обладающие ритуальной символикой; логика музыкальной драматургии, обеспечивающая достижение особых трансовых состояний и выход из них. Это позволило сделать вывод, что отражение суфийских ритуалов в рассмотренных сочинениях лежит в русле основных проявлений тенденции неоритуальности.
Ключевые слова и фразы: композиторское творчество, суфизм, зикр, самоъ, неоритуальность, Т. Шахиди, А. Латиф-заде, composers’ creative work, Sufism, dhikr, sama, neo-ritualism, T. Shakhidi, A. Latif-Zade
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бородовская Л. З. Традиции суфизма в татарской музыке: дисc. … к. искусствоведения. Казань, 2004. 173 с.
Буркова Н. Г. Новая ритуальность: взаимодействие опус-музыки и традиционного искусства // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 4. С. 95-98.
Давыдова В. П. Образ флейты и его антропоморфные черты в мировой художественной культуре // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 2. С. 186-191.
Дрожжина М. Н. О поэтике Джалолиддина Руми в композиторском творчестве // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. С. 65-68.
Дьячкова Л. С. Символ и ритуал в Мессе Стравинского // Миф. Музыка. Обряд: сб. статей / науч. ред. М. И. Катунян. М.: Композитор, 2003. С. 134-140.
Зиёев Х. М. Суфийский орден мавлавия. Душанбе: Адиб, 2007. 276 с.
Ибрагимов О. Семантика макомов: автореф. дисс. … д. искусствоведения. Ташкент, 1998. 47 с.
Иларион (Алфеев), Корытко О., Васечко В. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. 776 с.
Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. Душанбе: Дониш, 1987. 108 с.
Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. Душанбе: Ирфон, 2000. 296 с.
Пантелеева Ю. Н. Musica ritualis в композициях Н. Корндорфа // Миф. Музыка. Обряд: сб. ст. / науч. ред. М. И. Катунян. М.: Композитор, 2003. С. 146-151.
Покидько Е. Б. Знаки ритуальности в произведениях Юрия Юкечева 1980-1990 гг. // Музыка и ритуал: сб. статей. Новосибирск, 2004. С. 551-557.
Стрельникова И. В. Неоритуальные мотивы в творчестве композиторов ХХ века и их претворение в композиции "Ярило" Н. Корндорфа // Композитор в современном мире: материалы Международной научной конференции "Актуальные проблемы современного композиторского творчества" (г. Красноярск, 19-20 октября 2011 г.). Красноярск, 2011. С. 101-108.
Триль Ю. Н. Ритуал в традиционной культуре // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 27 (61). С. 263-268.
Хисматуллин A. А. Суфийская ритуальная практика: на примере братства Накшбандийа. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1996. 208 с.
Чжун Сечжин. Идеи и характер суфизма как религиозной концепции // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 132-141.
Шиммель А. Мир исламского мистицизма / пер. с англ. Н. И. Пригариной, A. C. Раппопорт. М.: Энигма, 1999. 416 с.
Юнусова В. Н. Ислам - музыкальная культура и современное образование в России. М.: Хронограф, 2007. 150 с.