Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. № 7. С. 180-185.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.7.36

ИЗОБРАЖЕНИЯ ДОНАТОРОВ В ИСПАНСКИХ РЕТАБЛО XIV-XVI ВВ.

Прохорцова Мария Максимовна
Санкт-Петербургский государственный университет


Дата поступления рукописи в редакцию: 20.04.2019
Аннотация. В статье проанализированы изображения донаторов в живописных и скульптурных испанских ретабло XIV-XVI вв., не фигурировавшие в качестве темы специального исследования в отечественной науке. Эволюция иконографии заказчиков-молящихся заключается в увеличении размера фигур и конкретизации их портретных черт, перемещении данных изображений из центральной панели в отдельные секции пределлы с последующим выделением фигур из ансамбля ретабло в виде статуй в комплексах капелл-усыпальниц под влиянием гробничной скульптуры. Атрибутами, отражающими социальный статус и личность заказчика, являются костюм и геральдические знаки.
Ключевые слова и фразы: ретабло, донатор, капелла-усыпальница, мемориальный потрет, иконография Богоматери, геральдические знаки, reredos, donator, chapel - burial vault, memorial portrait, Holy Virgin iconography, heraldic signs
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Каганэ Л. Л. Портрет в испанской живописи XV в. // Сервантесовские чтения: сборник статей. Л.: Наука, 1988. С. 18-38.
  2. Каптерева Т. П. Искусство Испании. Средние века. Эпоха Возрождения: очерки. М.: Изобразительное искусство, 1989. 385 с.
  3. Эсоно А. Ф. Ретабло как проповедь и театр // Научные труды. СПб.: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, 2015. Вып. 33. Проблемы развития зарубежного искусства. С. 84-98.
  4. Юрьева Т. Ю. Алтарное пространство католического храма как западноевропейский аналог русского православного иконостаса // Верхневолжский филологический вестник. 2016. № 3. С. 98-103.
  5. Camon Aznar J. Summa artis. Pintura medieval espa?ola. Madrid: Espasa-Calpe, 1988. 716 p.
  6. Garc?a Marsilla J. V. El precio de la belleza. Mercado y cotizaci?n de los retablos pict?ricos en la Corona de Arag?n (siglos XIV y XV) // Sources s?r?elles et pr?x au Moyen ?ge: travaux offerts ? Maurice Berthe. Tolouse: CNRS Universit? de Toulouse-Le Mirail, 2009. P. 253-290.
  7. Kroesen J. E. A. Staging the Liturgy: The Medieval Altarpiece in the Iberian Peninsula. Lueven - P. - Walpole: Peeters, 2009. 467 p.
  8. La Cartuja de Miraflores. Madrid: Fundaci?n Iberdrola, 2007. Vol. 2. 77 p.
  9. Lacarra Ducay M. del C. Blasco de Gra??n y la pintura del g?tico internacional en Arag?n // La pintura g?tica durante el siglo XV en tierras de Arag?n y en otros territorios peninsulares. Zaragoza: Instituci?n "Fernando el Cat?lico", 2007. P. 7-72.
  10. Miquel Juan M. Retablos, prestigio y dinero: talleres y mercado de pintura en la Valencia del g?tico internacional. Valencia: Universitat de Val?ncia, 2008. 356 p.
  11. Molina i Figueras J. Arte, devoci?n y poder en la pintura tardog?tica catalana. Murcia: Universidad de Murcia, 1999. 246 p.
  12. Rinc?n Alvarez M. Esculturas en el retablo Mayor y los grupos orantes. Tesoros art?sticos en el Monasterio del Escorial. Madrid: Ediciones Escurialenses, 2011. 39 p.
  13. Robinson C. Preaching to the Converted: Valladolid’s "Cristianos nuevos" and the "Retablo de don Sancho de Rojas" (1415) // Speculum. 2008. Vol. 83. № 1. P. 112-163.
  14. Ruiz Quesada F. Llu?s Dalmau y la influencia del realismo flamenco en Catalu?a // La pintura g?tica durante el siglo XV en tierras de Arag?n y en otros territorios peninsulares. Zaragoza: Instituci?n "Fernando el Cat?lico", 2007. P. 243-298.
  15. Salvador Gonz?lez J. M., De la Casa Rodr?guez C. Sobre la supuesta l?nea de desarrollo de la retrat?stica medieval. Del donante al. retrato individual // Mirabilia ars. 2005. № 2. P. 73-98.
  16. Silva Moroto P. El "Retablo se los Gozos de Mar?a" de Jorge Ingl?s // Bolet?n del Museo del Prado. 2012. T. XXX. № 48. P. 6-23.
  17. Yarza Luaces J. El retrato medieval: la presencia del donante // El retrato. Madrid: Fundaci?n Amigos del Museo del Prado, 2004. P. 55-89.
  18. Zalama M. A. Fernando el Cat?lico y las artes: pinturas y tapices // Revista de estudios Colombinos. 2015. № 11. P. 7-28.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru