Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. № 8. С. 139-144.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.8.28

МУЗЫКАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ

Александрова Антонина Сергеевна
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова


Дата поступления рукописи в редакцию: 22.03.2019
Аннотация. Статья посвящена проблемам теоретического освоения вопросов нотации. Автор анализирует существующие музыковедческие установки, применяемые как к отдельным историческим видам нотации, так и к новейшим явлениям в сфере музыкальной письменности. Акцент собственного исследования сделан на проблемах музыкальной нотации XX - начала XXI в. Наряду с явлениями, возникшими в условиях живой художественной практики, рассматриваются и теоретические предложения по реформированию музыкального письма. Ценность работы состоит в комплексном подходе к рассмотрению проблемы и предложенной автором систематизации материала.
Ключевые слова и фразы: нотация, современная нотация, реформы нотации, музыкальная графика, "нотация без музыки", notation, modern notation, notation reforms, musical graphics, "notation without music"
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Александрова-Старухина А. С. Формирование традиционной ното-линейной системы в истории музыкального творчества: краткий очерк истории нотации // Музыкальное приношение: сборник статей к 125-летию со дня основания Санкт-Петербургского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова / ред.-сост. М. Серебренников. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2008. С. 199-230.
  2. Аронова Е. И. Графические образы музыки: культурологический, практический и информационно-технологический взгляды на современную музыкальную нотацию. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001. 232 с.
  3. Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI - первая половина XVIII века). М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1997. 413 с.
  4. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Искусство, 1972. 422 с.
  5. Гундорина А. А. Современная нотография: вопросы методологии: дисс. … к. искусствоведения. Саратов, 2012. 163 с.
  6. Гусейнова З. М. "Извещение" Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб.: СПбГК, 1995. 40 с.
  7. Гусейнова З. М. Принципы систематизации древнерусской музыкальной письменности XI-XIV вв.: к проблеме дешифровки ранней формы знаменной нотации: дисс. … к. искусствоведения. Л.: ЛГК, 1982. 188 с.
  8. Гусейнова З. М. Русские музыкальные азбуки XV-XVI вв.: учебное пособие / Санкт-Петербургская государственная консерватория, кафедра музыкальной этнографии и древнепевческого искусства. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 1999. 146 с.
  9. Гусейнова З. М. Фитник Фёдора Крестьянина / Санкт-Петербургская государственная консерватория, кафедра музыкальной этнографии и древнепевческого искусства. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2001. 188 с.
  10. Дубинец Е. А. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. К.: Гамаюн, 1999. 310 с.
  11. Дудка Ф. А. Основы нотной графики. К.: Музычна Украiна, 1977. 201 с.
  12. Екимовский В. А. Вперед, к нотации без музыки! // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире: материалы Международной научной конференции. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1997. С. 113-124.
  13. Ерёменко К. А. Музыка от ледникового периода до века электроники: в 2-х кн. М.: Советский композитор, 1991. Кн. 2. 282 с.
  14. Ерёменко К. А. О несовершенстве современной системы нотации и возможных путях ее развития // Музыка и современность: сборник статей. М.: Музыка, 1969. Вып. 6. С. 403-477.
  15. Ерёменко К. А. О перспективах развития симфонического оркестра. К.: Музычна Украiна, 1974. 259 с.
  16. Карцовник В. Г. О невменной нотации раннего Средневековья // Эволюционные процессы музыкального мышления: сборник научных трудов. Л.: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова, 1986. С. 21-41.
  17. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века / пер. с чешск. К. Н. Иванова; общ. ред. и коммент. Ю. Н. Рагса и Ю. Н. Холопова. М.: Музыка, 1976. 358 с.
  18. Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины. СПб.: Композитор, 2000. 272 с.
  19. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. 176 с.
  20. Островский А. Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио: пособие для педагогов. Л.: Музгиз, 1954. 304 с.
  21. Ренчицкий П. Н. Пути рационализации музыкальной грамоты. М. - Л.: Государственное музыкальное издательство, 1940. 128 с.
  22. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Советский композитор, 1971. 623 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru