Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2020. № 11. С. 201-207.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns200521

Персонажи народно-смеховой культуры карнавала в опере "Ночь перед Рождеством" Н. А. Римского-Корсакова

Руденко Татьяна Евгеньевна
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки


Дата поступления рукописи в редакцию: 27.09.2020
Аннотация. Цель исследования - выявить особенности музыкальной характеристики персонажей оперы "Ночь перед Рождеством" - Чёрта, Солохи, Пацюка и Дьяка. В статье определяются интонационные обороты и лейттемы, которые лежат в основе характеристик представителей карнавального хаоса. Рассматриваются приёмы снижения, отображаемые посредством музыкального пародирования, жанрово-интонационной трансформации. Научная новизна заключается в том, что в исследовании вышеуказанные персонажи впервые будут рассмотрены как представители смеховой традиции карнавала. В результате доказано, что музыкальные характеристики персонажей свидетельствуют об их принадлежности народной смеховой культуре; функции аналогичны функциям участников смеховых празднеств.
Ключевые слова и фразы: карнавал, народная смеховая культура, персонаж, опера "Ночь перед Рождеством", carnival, folk laughing culture, personage, opera "Christmas Eve"
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
  2. Белаш Е. В. Русское фортепианное скерцо второй половины XIX века: автореф. дисс. … к. иск. Ростов-на-Дону, 2015. 27 с.
  3. Бериглазова Е. В. Борис Годунов М. П. Мусоргского: о связях "персонажей-бесов" и носителя власти в контексте народно-смеховой культуры // Манускрипт. 2018. № 11 (97). С. 133-134.
  4. Берков В. О. Формообразующие свойства гармонии. Изд-е 2-е. М.: Советский композитор, 1971. 343 с.
  5. Волонт И. И. Образная сфера смеха в русской музыке XIX-XX веков (трагедийно-сатирический аспект): дисс. … к. иск. Красноярск, 2008. 150 с.
  6. Гончаренко С. С. О поэтике оперы: уч. пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2010. 260 с.
  7. Колязин В. Ф. От мистерии к карнавалу: театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего Средневековья. М.: Наука, 2002. 208 с.
  8. Лихачёв Д. С., Панченко А. М. Смеховой мир Древней Руси. Л.: Наука, 1976. 203 с.
  9. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М.: Coda, 1996. 474 с.
  10. Молодцова М. М. Комедия дель арте (история и современная судьба). Л.: ЛГИТМИК, 1990. 219 с.
  11. Римский-Корсаков Н. А. Ночь перед Рождеством: клавир. М.: Музгиз, 1981. 358 с.
  12. Ручьевская Е. А., Сухова Л. В., Горячих В. В. Пушкин в русской опере: "Каменный гость" Даргомыжского; "Золотой петушок" Римского-Корсакова. Изд-е 2-е, испр. и доп. СПб.: Композитор, 2012. 480 с.
  13. Тимофеева М. Н. Тема скоморошества в русской музыкальной культуре: инструментоведческий аспект: дисс. … к. иск. СПб., 2016. 318 с.
  14. Шаймухаметова Е. Р. Музыка в системе карнавальной культуры (на примере западноевропейской традиции): дисс. … к. иск. М., 2002. 269 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru