Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2020. № 3. С. 93-96.
РАЗДЕЛ:    Философские науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.3.18

Знаковая специфика аудиального мышления

Кульбижеков Виктор Николаевич
Сибирский федеральный университет; Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва


Дата поступления рукописи в редакцию: 30.01.2020
Аннотация. Основная проблема статьи - исследование специфики звука как элемента аудиального мышления, его отличие от звука как физического феномена. Поскольку о характере и особенностях аудиального мышления можно судить по опредмеченности в знаковых системах, то цель заключалась в выяснении того, как в знаковой форме опредмечен сам процесс аудиального мышления. Выяснено, что смысловое наполнение возможно лишь в определенной структуре, первичным элементом которой выступает интонационный комплекс. Обнаружено, что музыкальная творческая деятельность, оплотненная в знаковой системе, формирует и трансформирует аудиальные ментальные построения, то есть музыкальный мыслеобраз вызревает, генерируется одновременно с процессом создания интенциональных объектов и интонационных комплексов в процессе формообразования и изменяется одновременно с ним.
Ключевые слова и фразы: аудиальное мышление, знаковая система, симультанный образ, интенциональный объект, интонационный комплекс, смысл, звуковое выражение, audial thinking, sign system, simultaneous image, intentional object, intonation complex, meaning, acoustic form
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Адмакина Т. А. Симультанность и сукцессивность музыкального образа // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: материалы Научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера / отв. ред. М. А. Холодная и М. В. Осорина. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. С. 158-159.
  2. Гарбузов Н. А. Зонная природа динамического слуха. М.: Музгиз, 1955. 108 с.
  3. Гарбузов Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. 84 с.
  4. Гарбузов Н. А. Зонная природа тембрового слуха. М.: Музгиз, 1956. 71 с.
  5. Гарбузов Н. А. Зонная природа темпа и ритма. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 72 с.
  6. Герцман Е. А. Античное музыкальное мышление: исследование. Л.: Музыка, 1986. 224 с.
  7. Денисов Э. О композиционном процессе // Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986. С. 10-18.
  8. Кульбижеков В. Н. Аудиальное мышление в структуре художественного познания // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 11. С. 164-167.
  9. Кульбижеков В. Н. Рациональные основания музыкального творчества. Механизмы мысленного эксперимента в классической западноевропейской музыке Нового времени. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2016. 200 с.
  10. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха / пер. с нем. З. Эвальд. М.: Музгиз, 1931. 304 с.
  11. Потапова Р. К., Потапов В. В. Речевая коммуникация: от звука к высказыванию. М.: Языки славянских культур, 2012. 464 с.
  12. Эвальд З. В. Социальное переосмысление жнивных песен белорусского Полесья // Этнографическое обозрение. 1934. № 5. С. 17-39.
  13. Эйнштейн А. Моцарт. М.: Музыка, 1977. 454 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru