Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:   Манускрипт (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2020. № 7. С. 59-63.
РАЗДЕЛ: Исторические науки и археология
Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.7.11

Марийский "шаманизм": проблемы дефиниции

Саберов Рушан Анвярович
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина


Дата поступления рукописи в редакцию: 11.05.2020.
Аннотация. Цель исследования - определить возможности применения дефиниций "шаман", "шаманизм" к жреческой традиции автохтонной религии мари. В статье рассматриваются особенности деятельности отдельных категорий "знающих" и непосредственных руководителей языческих молений мари (жрецов - картов, онае?) в разрезе феномена "шаманизм". Научная новизна работы заключается в попытке проведения сравнительного ретроспективного анализа изучаемой проблемы с использованием полевых материалов автора. В результате определено, что экстраполяция термина "шаман" на священнослужителей марийской традиционной религии невозможна в силу отсутствия в ритуальной деятельности последних элементов шаманских практик как в прошлом, так и настоящем.
Ключевые слова и фразы: марийцы, язычество, этнорелигия, жрец, шаман, колдун, the Mari, paganism, ethnic religion, priest, shaman, wise man.
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.

 

Список литературы:
  1. Багин С. А. Гадатели и знахари у царевококшайских черемис: этнографический очерк свящ. С. А. Багина, действительного члена Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1910. 14 с.
  2. Васильев В. М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. Краснококшайск: Маробиздат, 1927. 127 с.
  3. Герасимов О. М. Народная музыка народа мари: традиции и современность. Йошкар-Ола, 1999. 55 с.
  4. Золотницкий Н. И. Корневой чувашско-русский словарь, сравненный с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1875. 279 с.
  5. Золотницкий Н. И. Невидимый мир по шаманским воззрениям черемис: из лекций в Казанском миссионерском институте Н. И. Золотницкого. Казань: Унив. тип., 1877. 27 с.
  6. Зыков И. В. Религиозные течения среди марийцев. Н. Новгород: Огиз; Нижегородское краевое издательство, 1932. 50 с.
  7. Интервью с Альбертом Ивановичем Рукавишниковым // Colloquium Heptaplomeres. 2014. № 1. С. 163-170.
  8. Кузнецов С. К. Остатки язычества у черемис. СПб., 1885. 31 с.
  9. Кузнецов С. К. Черемисская секта Кугу Сорта. М.: Тип. Имп. Московского ун-та, 1909. 59 с.
  10. Михайловский В. М. Шаманство (сравнительно-этнографические очерки). М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1892. Вып. I. 151 с.
  11. Мосс М. Социальные функции священного: избранные произведения / пер. с фр., под общ. ред. И. В. Утехина. СПб.: Евразия, 2000. 448 с.
  12. Павлова А. Н. Семантика марийского обрядового костюма // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 18 (156). С. 70-76.
  13. Попов Н. С. Из истории зарождения религиозного движения марийцев по возрождению язычества в конце ХХ века // Этнологические проблемы в поликультурном обществе: материалы Всероссийской школы-семинара "Национальные отношения и современная государственность" (г. Йошкар-Ола, 28-29 июня 2000 г.). Йошкар-Ола: ТОО "Полиграфленд", 2000. Вып. 1. С. 118-131.
  14. Рапорт священников И. Троицкого и Д. Пернянгашевского от 26 мая 1818 г., в Козмодемьянское духовное правление по делу о нарушениях норм христианской веры марийцами прихода с. Шапкина Козмодемьянского уезда. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 172. Оп. 1. Д. 167. Л. 746-747. Подлинник // Весна народов: этнополитическая история Волго-Уральского региона: сб. документов. Sapporo, 2002. С. 65-66.
  15. Саберов Р. А. Жречество мари (конец XX - начало XXI века): проблемы институционализации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4: в 3-х ч. Ч. 1. С. 264-268.
  16. Саберов Р. А. Служители культа марийской традиционной религии в XVIII - начале XXI века. Н. Новгород: Типография "Поволжье", 2018. 134 с.
  17. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.
  18. Харитонова В. И. Исследование феномена или обоснование теорий? // Этнографическое обозрение. 2007. № 1. С. 56-69.
  19. Шкалина Г. Е. Священный мир марийский. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2019. 303 с.
  20. Шкалина Г. Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. 208 с.
  21. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Изд-е 2-е. М.: Академический проект, 2015. 398 с.
  22. Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань: Типо-лит. В. М. Ключникова, 1887. 87 с.
  23. Ямурзин А. А. О некоторых аспектах современного состояния язычества в Башкортостане (на примере язычества мари) // Вестник Башкирского университета. 2007. № 1. С. 113-115.
  24. Ярыгин А. Ф. Современные проявления дохристианских верований марийцев. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1976. 76 с.

Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2020 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru