Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:   Манускрипт (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2021. № 1. С. 202-211.
РАЗДЕЛ: Искусствоведение
Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns210022

Дифирамб - концертный романс в русской камерно-вокальной культуре второй половины XIX века: черты камерного романса и проблемы исполнительства

Степанидина Ольга Дмитриевна, Демидов Виктор Анатольевич
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова


Дата поступления рукописи в редакцию: 22.12.2020.
Аннотация. Цель исследования - определить степень сходства концертного дифирамба с камерным романсом. В статье рассмотрены концертные дифирамбы, их структура и формообразование в связи с трактовкой поэтического текста. Изучена роль певцов в становлении новых исполнительских критериев, ранее присущих камерным романсам. Выявлена необходимость появления новых профессий - концертно-камерный певец и вокальный концертмейстер-ансамблист. Научная новизна заключается в комплексном подходе к изучению концертного жанра дифирамба, имеющего черты сольных фортепианных сочинений, бравурных оперных арий и камерных романсов. В результате исследования авторами предложен наиболее целесообразный подход исполнителей к выбору выразительных средств, основанных на знании генезиса дифирамба.
Ключевые слова и фразы: дифирамб, камерные романсы, оперные певцы и пианисты, концертно-камерный певец, вокальный концертмейстер-ансамблист, dithyramb, chamber romances, opera singers and pianists, concert-chamber singer, vocal concertmaster - ensemble player.
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.

 

Список литературы:
  1. Асафьев Б. Русский романс // Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века. Изд-е 2-е. Л.: Музыка, 1979. С. 55-99.
  2. Балакирев М. А. Избранные романсы. Для голоса с фортепиано. М.: Музыка, 1968. 63 с.
  3. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 350 с.
  4. Воспоминания о Рахманинове: в 2-х т. / сост., ред., предисл., комм. и указ. З. А. Апетян. Изд-е 5-е, доп. М.: Музыка, 1988. Т. 1. 665 с.
  5. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. 740 с.
  6. Кюи Ц. Избранные статьи. Л.: Госмузгиз, 1952. 691 с.
  7. Лист Ф. Песни для голоса с фортепиано: в 3-х т. М.: Музыка, 1981. Т. 2. 155 с.
  8. Пекелис М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение: исследование: в 3-х т. М.: Музыка, 1983. Т. 3. 1858-1869. 317 с.
  9. Рахманинов С. Романсы. Полное собрание. М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 330 с.
  10. Римский-Корсаков Н. А. Избранные романсы для высокого голоса в сопровождении фортепиано. М.: Музыка, 1979. 39 с.
  11. Степанидина О. Д. Дифирамб - концертный романс в русской камерно-вокальной культуре второй половины XIX века: трансформация вокальной партии // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 5. С. 167-174.
  12. Степанидина О. Д. Дифирамб - концертный романс в русской камерно-вокальной культуре второй половины XIX века: эволюция фортепианной партии // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 3. С. 155-163.
  13. Танеев С. Вокальные сочинения: в 2-х т. М.: Музыка, 1979. Т. 1. 109 с.
  14. Туманина Н. Чайковский: в 2-х т. М.: Наука, 1968. Т. 2. Великий мастер. 1878-1893. 500 с.
  15. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965. 515 с.
  16. Фёдор Иванович Шаляпин. Литературное наследство. Письма И. Шаляпина. Воспоминания об отце: в 2-х т. М.: Искусство, 1960. Т. 1. 766 с.
  17. Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. Л.: Музыка, 1986. 365 с.
  18. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений: в 17-ти т. М.: Музгиз, 1959. Т. 5. Письма. 518 с.
  19. Чайковский П. И. Романсы. Для голоса в сопровождении фортепиано. Полное собрание: в 4-х т. М.: Музыка, 1966. Т. 1. 131 с.
  20. Чайковский П. И. Романсы. Для голоса в сопровождении фортепиано. Полное собрание: в 4-х т. М.: Музыка, 1966. Т. 2. 133 с.
  21. Чайковский П. И. Романсы. Для голоса в сопровождении фортепиано. Полное собрание: в 4-х т. М.: Музыка, 1967. Т. 3. 115 с.
  22. Чайковский П. И. Романсы. Для голоса в сопровождении фортепиано. Полное собрание: в 4-х т. М.: Музыка, 1967. Т. 4. 108 с.
  23. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей: в 2-х т. М.: Музыка, 1979. Т. II-Б. 294 с.
  24. Шуман Р. Собрание вокальных сочинений: в 5-ти т. М.: Музыка, 1964. Т. 2. 162 с.
  25. Шуман Р. Собрание вокальных сочинений: в 5-ти т. М.: Музыка, 1966. Т. 3. 166 с.
  26. Яворский Б. Воспоминания, статьи и письма: в 2-х т. / под общ. ред. Д. Шостаковича. М.: Музыка, 1964. Т. 1. 669 с.

Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2021 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru