Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2021. № 10. С. 2193-2202.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns210368

Семантический анализ музыкально-художественного содержания "Трансцендентных этюдов" Ф. Листа (на материале этюдов As-dur и f-moll)

Стейт Наталия Гариевна
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова


Дата поступления рукописи в редакцию: 20.08.2021
Аннотация. "Трансцендентные этюды" Ференца Листа более полутора веков занимают одно из ключевых мест в репертуаре пианистов. Цель исследования - раскрытие основных аспектов художественно-образного и символического содержания данного фортепианного цикла на примере двух этюдов - Ля-бемоль мажор и фа минор (№ 9-10) с помощью комплексного музыкально-теоретического анализа. Научная новизна статьи заключается в обращении автора к теме мотивной символики в рассматриваемом сочинении: в рамках семантического анализа впервые особое внимание уделяется использованию Ф. Листом музыкально-риторических фигур, анализируются художественные связи "Трансцендентных этюдов" с сочинениями других композиторов, рассматриваются вопросы семантики тональностей. В результате проведённого исследования анализируемого музыкального материала и системного обзора научно-литературных источников выявлено устойчивое применение Листом характерных приёмов, отражающих его концептуальные представления при формировании смыслового содержания "Трансцендентных этюдов", что имеет ключевое значение для интерпретации художественно-музыкальных образов цикла.
Ключевые слова и фразы: художественный музыкальный образ, музыкальная символика, риторические фигуры, семантика тональностей, романтический стиль, artistic musical image, musical symbolism, rhetorical figures, semantics of tonalities, romantic style
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Демченко А. И. Ференц Лист: вехи эволюции. Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: сб. научных трудов / сост. Г. И. Ганзбург; под общ. ред. Т. Б. Веркиной. Харьков, 2002.
  2. Денисюк Л. С. Юношеские этюды в современной музыкальной педагогике // Царскосельские чтения. 2012.
  3. Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. СПб.: Лань, 2000.
  4. Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века: принципы, приёмы. М.: Музыка, 1983.
  5. Крауклис Г. В. Симфонические поэмы Ф. Листа. М.: Музыка, 1974.
  6. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки ХVІІ-ХХ веков. СПб.: Лань, 2006.
  7. Лист Ф. Соч. 1. Юношеские этюды для фортепиано / ред. Л. Просыпаловой и Н. Судзан. М.: Музыка, 1967.
  8. Майстер Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха. М.: Классика-XXI, 2018.
  9. Мальцева А. А. Музыкально-риторические фигуры в наследии эпохи романтизма: дискуссии о методологии анализа // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 2.
  10. Мильштейн Я. Ференц Лист. М.: Музыка, 1999.
  11. Мильштейн Я. Этюды Ф. Листа. М., 1961.
  12. Митекина Л. М. Ассоциативный сюжет в интерпретации (на примере Трансцендентного этюда № 10 f-moll) // Актуальные вопросы искусствознания: музыка - личность - культура: сборник статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Саратов, 2012.
  13. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд-е 5-е. М.: Музыка, 1988.
  14. Новикова Е. С. Программность как воплощение идеи взаимодействия искусств в творчестве Ференца Листа: теоретико-методологический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56).
  15. Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. М.: Классика-XXI, 2004.
  16. Рева Г. В. Психологические антиподы в музыке: вопросы интерпретатологии (на примере Шопена и Листа) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. Вып. 4 (168).
  17. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-XXI, 2004.
  18. Яворский Д. Ференц Лист и Фридерик Шопен: пересечение параллелей? 2017. URL: https://docplayer.com/42091265-Ferenc-list-i-friderik-shopen.html
  19. Howard L. Liszt - The Complete Piano Music. L.: Hyperion Records, Ltd., 1994. Vol. 26. The Young Liszt (the surviving piano music by Liszt up to the age of sixteen). CD.
  20. Howard L. Liszt - The Complete Piano Music. L.: Hyperion Records, Ltd., 1996. Vol. 46. Responsories and Antiphons. CD.
  21. Liszt F. Bravour-Studien f?r Pianoforte / Editor: Ferruccio Busoni. Leipzig: Breitkopf & H?rtel, 1911.
  22. Liszt F. Et?den in 12 ?bungen f?r Pianoforte / Editor: Ferruccio Busoni. Leipzig: Breitkopf & H?rtel, 1910.
  23. Liszt F. 12 Grandes Etudes / Editor: Ferruccio Busoni. Leipzig: Breitkopf & H?rtel, 1910.
  24. Walker A. Franz Liszt: the Man and his Music. L., 1970.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru