Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2021. № 5. С. 884-890.
РАЗДЕЛ:    Философские науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns210183

Феноменологическая философия литературы Р. Ингардена. Статус эстетических объектов и их отношение к реальности

Михайловский Михаил Олегович
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова


Дата поступления рукописи в редакцию: 16.04.2021
Аннотация. Цель исследования состоит в выяснении того, что является основой любого литературного произведения и какую именно роль играет читатель в формировании образа данного вида искусства в процессе его восприятия. Литературное произведение понимается Р. Ингарденом как чисто интенциональный объект, поэтому возникает проблема его статуса как такого типа объекта, поскольку нужно объяснить, что представляет собой произведение в изолированном состоянии. Однако читатель как воспринимающее звено вносит заметные колебания в литературное произведение и добавляет то, что отсутствует в основе, которую стремится сформировать Р. Ингарден. В статье излагается способ решения этой проблемы. Научная новизна заключается в подробном анализе слоёв литературного произведения с привлечением достижений феноменологического метода и в описании влияния читателя на вышеупомянутые слои. В результате доказано, что литературное произведение имеет объективную основу в виде слоёв, которые характеризуют строение произведения, и что природа литературы обладает избыточным характером, продемонстрированным посредством введения понятия конкретизации, описывающего формирование смысла литературного произведения читателем.
Ключевые слова и фразы: структура литературного произведения, слои литературного произведения, интенциональные объекты, восприятие литературного произведения, конкретизация, structure of literary work, layers of literary work, intentional objects, perception of literary work, concretisation
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Феноменолого-рецептивные аспекты эстетического опыта // Вестник славянских культур. 2015. № 2 (36). С. 179-194.
  2. Викентьева С. А. Практика чтения как опыт вовлечённости // Общество: история, философия, культура. 2018. № 2 (48). С. 1-4.
  3. Володина Н. В., Калинина Е. В. Литературный критик (И. Б. Роднянская) о литературоведении и литературоведах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 4. С. 65-70.
  4. Ингарден Р. Исследования по эстетике / пер. с польск. А. Ермилова и Б. Фёдорова. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. 572 с.
  5. Новикова Ю. В. Интерпретация художественного текста и обучение переводу художественной литературы // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 7 (29). С. 259-262.
  6. Солодилова И. А. Смысл в свете герменевтических учений // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 4. С. 65-69.
  7. Тимощук Е. А. Феноменология литературы Романа Ингардена // Филологические заметки. 2019. № 17. С. 1-20.
  8. Coignard A. Imagination et lecture selon Ingarden: La d?licatesse de l’imagination // Bulletin d'analyse ph?nom?nologique. 2017. Vol. 2. Iss. 17. P. 288-320.
  9. Delle Site N. The Aesthetic Theory of Ingarden and Its Philosophical Implications // Analecta Husserliana. Ingardeniana II. New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden. 1990. Iss. 30. P. 71-84.
  10. Flajoliet A. Esquisse d'une ph?nom?nologie de l'?uvre litt?raire // Sens Public. 2008. Iss. 1. Р. 1-41.
  11. Ingarden R. Das literarische Kunstwerk. Halle: Max Niemeyer Verlag, 1931. 389 S.
  12. Ingarden R. L'?uvre d'art litt?raire / trad. fr. P. Secretan. Lausanne: L'?ge d'homme, 1983. 341 р.
  13. Ingarden R. The Cognition of the Literary Work of Art. Evanston: Northwestern University Press, 1973. 436 р.
  14. Ingarden R. The Literary Work of Art / transl. by George G. Grabowicz. Evanston: Northwestern University Press, 1973. 415 р.
  15. Ingarden R. Untersuchungen zur Ontologie der Kunst. T?bingen: Niemeyer Verlag, 1962. 352 S.
  16. Ingarden R. Vom Erkennen des literarischen Kunstwerks. T?bingen: Niemeyer Verlag, 1968. 440 S.
  17. Jin-Yang Z. The New Criticism and Ingarden’s Phenomenological Theory of Literature // Analecta Husserliana. Ingardeniana II. New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden. 1990. Iss. 30. P. 85-94.
  18. Kaelin E. F. Debate over Stratification within Aesthetic Objects // Analecta Husserliana. Ingardeniana II. New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden. 1990. Iss. 30. P. 123-138.
  19. Merleau-Ponty M. La prose du monde. P.: Gaillimard, 1969. 232 р.
  20. Mitscherling J. Roman Ingarden’s Ontology and Aesthetics. Ottawa: University of Ottawa Press, 1997. 245 p.
  21. Nyenhuis G. Roman Ingarden’s Contribution to the Reading and Analysis of the Literary Text // Analecta Husserliana. Ingardeniana II. New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden. 1990. Iss. 30. P. 95-106.
  22. Richard S. Sur un d?bat qui n’a pas eu lieu: approche ingard?nienne contre approche meinongienne des objets fictifs // Slavica Bruxellensia. Revue polyphonique de litterature, culture et histoire slaves. 2015. Iss. 11. Р. 1-14.
  23. Rudnick H. H. Roman Ingarden’s Literary Theory // Analecta Husserliana. 1983. Iss. 4. Р. 105-119.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru