Неофольклорный концерт для оркестра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX века: структурно-драматургические особенности и этапы развития
Завьялов Евгений Николаевич
ГБПОУ РБ Уфимское училище искусств (колледж)
Дата поступления рукописи в редакцию: 08.08.2021
Аннотация. Цель статьи - раскрыть особенности претворения жанра концерта для оркестра в русле неофольклорного направления в творчестве отечественных композиторов второй половины XX столетия. Научная новизна исследования обусловливается тем, что впервые предпринимается попытка рассмотрения неофольклорной ветви оркестрового концерта в отечественной музыке с точки зрения процессов, влияющих на изменение структуры жанра; формулируются типологические признаки жанрового инварианта оркестрового концерта. Кроме того, в процессе исследования анализируются ранее малоизученные сочинения Р. Щедрина, Ю. Фалика, В. Пешняка. В результате исследования установлено, что жанр концерта для оркестра в контексте неофольклоризма сохраняет свои инвариантные признаки и в то же время приобретает новые специфические качества, связанные с такими явлениями, как межжанровый и стилевой синтез.
Ключевые слова и фразы: инструментальный концерт, концерт для оркестра, неофольклоризм, жанр, музыка XX века, instrumental concert, orchestra concert, neo-folklorism, genre, XX-century music
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Высоцкая М. С., Григорьева Г. В. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну: учеб. пособие. М.: Моск. консерватория, 2014. 440 с.
Головинский Г. Л. Композитор и фольклор: из опыта мастеров XIX-XX веков: очерки. М.: Музыка, 1981. 279 с.
Голубева Е. Б. Жанры концерта и оперы в творчестве Ефрема Подгайца: автореф. дисс. … к. иск. М., 2010. 27 с.
Григорьева Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1989. 208 с.
Долинская Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия: исслед. очерки. М.: Композитор, 2006. 560 с.
Жоссан Н. Ю. Претворение фольклорных жанров в русской хоровой музыке второй половины XX века. Уфа: Гилем, 2013. 166 с.
Завьялов Е. Н. Концерты для оркестра Р. К. Щедрина: к проблеме трактовки жанра // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 4 (29). С. 175-182.
Завьялов Е. Н. Развитие жанра концерта для оркестра в отечественной музыке с начала 1960-х годов // Проблемы музыкальной науки. 2021. № 1 (42). С. 128-137.
Зароднюк О. М. Феномен концертного жанра в отечественной музыке 1980-90-х годов: дисс. … к. иск. Н. Новгород, 2006. 232 с.
Лебедев А. Е. Музыкально-игровая логика в жанре концерта для баяна с оркестром: автореф. дисс. … к. иск. Саратов, 2006. 24 с.
Левая Т. Н. Двадцатый век в зеркале русской музыки. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова; Галина скрипсит, 2017. 424 с.
Самойленко Е. М. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А. Я. Эшпая: дисс. … к. иск. М., 2003. 415 с.
Синельникова О. В. Родион Щедрин: константы и метаморфозы стиля. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2013. 314 с.
Тараканов М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-е годы). Пути развития: очерки. М.: Сов. композитор, 1988. 271 с.
Холопова В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000. 310 с.