Серия живописных венецианских каприччио А. Каналетто 1740-х гг. и особенности их пространственного построения
Иванов Александр Олегович
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А. Д. Крячкова
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.08.2021
Аннотация. Целью исследования является выявление методов построения воображаемого пространства в венецианских живописных каприччио, выполненных Антонио Каналетто по заказу Джозефа Смита и Франческо Альгаротти. Научная новизна исследования заключается в создании типологии композиционных методов каприччио Каналетто на основе формального анализа, а также сравнения с их реальными прототипами в современной топографии Венеции и в изображениях XVIII в. В результате выявлено четыре метода трансформации и построения воображаемого пространства, свойственных этой серии и отличающихся акцентом на фронтальных проекциях и пространственных, а не объемно-планировочных характеристиках городской среды.
Ключевые слова и фразы: венецианские каприччио, А. Каналетто, пространственное построение, Venetian capriccio paintings, A. Canaletto, spatial construction
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Палладио Андреа. Четыре книги об архитектуре / пер. с итал. И. В. Жолтовского; под ред. А. Г. Габричевского. Факс. изд. М.: Архитектура-С, 2006. 352 с.
Alfonztti B. Le committenze del console Smith e il sapere architettonico (Algarotti, Arrighi-Landini, Conti, Poleni) / Diplomazia e comunicazione letteraria nel secolo XVIII: Gran Bretagna e Italia a cura di Francesca Fedi e Duccio Tongiorgi. Roma: Edizioni di Storia e Letteratura, 2017. P. 203-220.
Barcham W. Canaletto and a Commission from Consul Smith // The Art Bulletin. 1977. Vol. 59. № 3. Sep. P. 383-393.
Beddington Ch. Giovanni Antonio Canal A Capriccio of the Prisons of San Marco // The Magical Light of Venice. Eighteenth Century View Paintings / Catalogue edited by Marcella Di Martino. Florence: De Stijl Art Publishing, 2017. P. 14-16.
Bettagno A. Fantasy and reality in Canaletto’s drawings // Baetjer K., Links J. G. Canaletto. Catalog of an exhibition to be held at the Metropolitan Museum of Art / with essays by J. G. Links. N. Y.: Metropolitan Museum of Art, 1989. P. 41-54.
Blunt A. A neo-Palladian Programme Executed by Visentini and Zuccarelli for Consul Smith // The Burlington Magazine. 1958. Vol. 100. № 665. Aug. P. 282-286.
Canaletto. Venice: Campo San Francesco della Vigna [Электронный ресурс] // Royal Collection Trust. URL: https://www.rct.uk/collection/907494/venice-campo-san-francesco-della-vigna (дата обращения: 25.05.2021).
Constable W. G. Canaletto. Giovanni Antonio Canal 1697-1768: in 2 v. Second edition. Oxford: The Clarendon Press, 1976. 723 p.
Corboz A. Canaletto: una Venezia immaginaria: 2 v. Alfieri Electa, 1985. 775 p.
Harvard Art Museums. A. Canaletto. The Church of the Redentore [Электронный ресурс]. URL: https://harvardartmuseums.org/collections/object/298642 (дата обращения: 25.05.2021).
Levey M. Painting in XVIII Century Venice. L., 1959. 225 p.
Pasters P. Disegni inediti di Francesco Algarotti ed il capriccio con San Francesco della Vigna di Antonio Visentini, Francesco Zuccarelli e Giambattista Tiepolo // Atti dell’Accademia "San Marco" di Pordenone. 2015. № 17. P. 553-586.
Raccolta di lettere sulla pittura, scultura ed architettura scritte da' piu? celebri personaggi dei secoli XV, XVI, e XVII, pubblicata da M. Gio. Bottari, e continuata fino ai nostri giorni da Stefano Ticozzi. Milano, G. Silvestri, 1822. 570 p.
Rossi A. The Analogous City [Электронный ресурс]. URL: https://monoskop.org/images/0/01/Rossi_Aldo_1976_The_Analogous_City_Panel.pdf (дата обращения: 25.05.2021).
Workshop of Canaletto. A capriccio with the Zecca and Ponte della Pescaria. Royal Collection Trust [Электронный ресурс]. URL: https://www.rct.uk/collection/search#/19/collection/907459/a-capriccio-with-the-zecca-and-ponte-della-pescaria (дата обращения: 25.05.2021).
Zanetti A. M. Della Pittura Veneziana e delle Opere Pubbliche de’ Veneziani Maestri. Libri V. Venezia, 1771. 650 p.