Современная российская эмаль как феномен станково-декоративных искусств
Стеклова Ирина Алексеевна, Полякова Тамара Александровна
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Дата поступления рукописи в редакцию: 25.03.2021
Аннотация. Цель настоящей статьи - установить подходы к идентификации российской эмали, выделить тенденции развития, которые обеспечили ей международный успех. Есть основания утверждать, что достижение цели будет содействовать как детализации, так и обобщению картины современного искусства, переживающего стресс глобального переформатирования. Научную новизну статьи представляет, во-первых, легитимация станково-декоративных искусств как автономного вида; во-вторых, раскрытие декоративной сущности эмали в амбивалентном стремлении к сохранению древнего языка и к стилистическому новаторству. В результате предпринятого исследования понимание этого феномена возводится к характерным качествам станково-декоративных искусств, которые объективно зависят от эстетики материалов и технологий изготовления и исторически нагружены стилеобразующими и смыслообразующими функциями.
Ключевые слова и фразы: станковая эмаль, станково-декоративные искусства, декоративность, стилеобразование, easel enamel, easel-decorative arts, decorativeness, style formation
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Александрова Я. А. Станковая эмаль Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX - начала XXI в.: истоки и эволюция: дисс. … к. иск. СПб., 2019. 368 с.
Аронов В. Р. Карл Кантор - художественный критик. От материальной культуры к произведениям искусства // Вопросы философии. 2012. № 12. С. 52-54.
Вдовкин Н. М. Горячая эмаль и ее применение в творчестве художников [Электронный ресурс]. URL: http://design-review.net/index.php?show=article&id=212&year=2008&number=1 (дата обращения: 10.08.2021).
Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: Юрайт, 2018. 296 с.
Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004. 288 с.
Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10-ти т. СПб.: Азбука-Классика. 2005. Т. 3. 752 с.
Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. СПб.: СПбГУ, 2012. 156 с.
Воронов Н. В. Искусство предметного мира. М.: Знание, 1977. 58 с.
Габриэль Г. Н. Старый материал - новые формы // Декоративное искусство СССР. 1988. № 4 (365). С. 20-22.
Гилодо А., Шклярук А., Карпун А. Факультет ненужных вещей. Орден Эмальеров // Декоративное искусство СССР. 1989. № 11 (384). С. 17-20.
Ермолаева Л. П. Декоративная живопись. М.: Гном и Д, 2003. 120 с.
Ерошкин В. Ф. К вопросу о декоративности в произведениях изобразительного искусства // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 3 (34): в 2-х ч. Ч. 2. С. 97-98.
Каган М. С. О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФСР, 1961. 160 с.
Кантор К. М. Людмила и Дмитрий Шушкановы. М.: Советский художник, 1981. 196 с.
Кантор К. М. Споры и художественная практика // Декоративное искусство СССР. 1970. № 10. С. 1-5.
Кнабе Г. С. Язык бытовых вещей // Декоративное искусство СССР. 1985. № 1. С. 39-43.
Конченков А. А. Место художественной эмали в морфологии искусств // Инновации в социокультурном пространстве: материалы VIII международной научно-практической конференции (г. Благовещенск, 19 февраля 2015 года). Благовещенск: Амурский государственный университет, 2015. С. 118-120.
Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития. М.: Владос, 2006. 128 с.
Крамаренко Л. Г. Декоративное искусство России XX века. К проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды: автореф. дисс. … д. иск. М., 2005. 53 с.
Мелик-Пашаев A. A. Современный словарь - справочник по искусству. М.: Олимп, 1999. 816 с.
Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней. М.: В. Шевчук, 2011. 643 с.
Огарков А. Н., Субботина О. С. Что отражается в зеркале мира? Обзор выставки горячей эмали // Месмахеровские чтения - 2018: материалы Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 21-22 марта 2018 г.) / науч. ред. А. О. Котломанов. СПб.: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2018. С. 267-274.
Перфильева И. Ю. Современная художественная эмаль: стилистические и инновационные тенденции развития // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Искусствоведение. 2020. № 10 (4). С. 586-608.
Петренко Д. И., Штайн К. Э. Николай Михайлович Вдовкин [Электронный ресурс] / Российская академия художеств. URL: https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=51464 (дата обращения: 04.08.2021).
Салтыков А. Б. О художественном вкусе в быту. М.: Искусство, 1959. 30 с.
Терехович М. Л. Советско-венгерский семинар // Декоративное искусство СССР. 1983. № 9 (310). С. 38-40.
Тяжелов В. Н., Сопоцинский О. И. Искусство средних веков. М.: Искусство, 1975. 368 с.
Федоров-Давыдов А. А. Русское искусство промышленного капитализма [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570657 (дата обращения: 04.08.2021).
Чекалов А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1962. 68 с.
Черняева Е. Н. Всероссийская художественная выставка "Эмаль России" в контексте основных направлений развития станковой эмали // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2020. № 1. С. 180-187.
Powell A. Painting as Blur: Landscapes in Paintings of the Dutch Interior // Oxford Art Journal. 2010. Vol. 33. Issue 2. P. 143-166.