Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2022. № 2. С. 44-51.
РАЗДЕЛ:    Философские науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns20230010

Умозрение и музыка VS философия: символическое выражение философских идей и концепций живописным и музыкальным языками

Кондаков Игорь Вадимович
Российский государственный гуманитарный университет


Дата поступления рукописи в редакцию: 03.11.2022
Аннотация. Цель исследования - раскрыть особенности символического выражения различных философских идей и концепций живописным и музыкальным языками. В статье описывается феномен взаимопереводимости религиозно-философских и общефилософских концептов и визуально-образного языка изобразительного искусства на примере рассмотрения древнерусской иконописи Е. Н. Трубецким; выявляются тенденции философствования о музыке в XIX в., а также уделяется внимание полемике между Р. Вагнером и Ф. Ницше как важнейшему моменту в развитии западной и мировой философии музыки. Научная новизна исследования заключается в доказательстве тезиса о взаимопереводимости различных гетерогенных языков культуры - биологического и социального, теологического и философского, житейски-обыденного и художественно-эстетического, изобразительного и словесного. В результате в работе обосновывается положение о том, что философские идеи и концепции могут быть выражены символически на любом языке культуры - живописном и архитектурном, музыкальном и поэтическом, естественнонаучном и публицистическом.
Ключевые слова и фразы: умозрение, взаимопереводимость визуального и концептуального, философия музыки, полемика между Р. Вагнером и Ф. Ницше, синтез искусств, speculation, mutual translatability of the visual and the conceptual, philosophy of music, polemic between R. Wagner and F. Nietzsche, synthesis of arts
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Изд-е 2-е. М.: Искусство, 1986.
  2. Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Классика-XXI, 2005.
  3. Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978.
  4. Друскин Я. С. Риторические приемы в музыке И. С. Баха. СПб.: Северный олень, 1995.
  5. Лазутина Т. В. Символотворчество в музыке И. С. Баха // Вестник Томского государственного университета. 2007. Вып. 300 (1).
  6. Лазутина Т. В. Язык музыки. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008.
  7. Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  8. Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. Т. 2.
  9. Носина В. Б. Символика И. С. Баха. Тамбов, 1993.
  10. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
  11. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Прогресс, 1995. Т. II.
  12. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / под общ. ред. Д. В. Трубочкина. М.: Международное театральное агентство “Play & Play”; Канон+, 2015.
  13. Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2016.
  14. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru