Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2023. № 2. С. 77-83.
РАЗДЕЛ:    Исторические науки и археология
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns20230026

Музыкальное искусство России начала ХХ века: INFANTE

Демченко Александр Иванович
Центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова


Дата поступления рукописи в редакцию: 16.04.2023
Аннотация. Данное эссе посвящено рассмотрению явления, обозначаемого понятием «юношеская тематика», расцвет которого пришёлся в музыкальном искусстве России на начало XX века. Это явление раскрывается как запечатление различных возрастных градаций (младенчество, детство, отрочество, юность, молодость), вышедшее за пределы материала, ориентированного на запросы специфической возрастной аудитории, и имеющее общезначимый характер. В работе прослеживается эволюция юношеской тематики начиная с рубежа XIX-XX веков (опера «Иоланта» (1891), балет «Щелкунчик» (1982) П. Чайковского, «Музыкальная табакерка» (1893) А. Лядова, опера «Сказка о царе Салтане» (1900) Н. Римского-Корсакова, Первый фортепианный концерт С. Рахманинова (1890-1891), Пятая соната А. Скрябина (1907)) и до 1920-х годов. Особое внимание уделяется магистральной линии развития юношеской тематики в 1910-х годах (Десять пьес ор. 12 (1913) и цикл «Мимолётности» (1915-1917) С. Прокофьева, оркестровая пьеса «Фейерверк» (1908), симфоническая поэма «Песнь соловья» (1917) И. Стравинского). В итоге автор выделяет содержательно-смысловые нюансы, присущие юношеской тематике (рождение и утверждение новых сил, упоение жизнью, беззаботность, игривое отношение к миру; задор, бурлящая энергия, жажда юношеского самоутверждения; цельность, ясность, простодушие, инфантилизм с присущими ему хрупкостью и чистотой), а также отмечает наличие в данной сфере широкого спектра эстетико-стилевых граней. Появление юношеской тематики ознаменовало выдвижение на арену жизни новых сил, а также свежесть и непосредственность мироощущения, свободу от канонов и стереотипов.
Ключевые слова и фразы: юношеская тематика, музыкальное искусство России начала XX века, И. Стравинский, С. Прокофьев, А. Скрябин, youthful themes, Russian musical art of the early XX century, I. Stravinsky, S. Prokofiev, A. Scriabin
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы. М. – Л.: Музыка, 1964.
  2. Друскин М. Игорь Стравинский. Л.: Советский композитор, 1982.
  3. Из истории русской и советской музыки / сост. М. Пекелис, И. Гивенталь. Л.: Музыка, 1978. Вып. 3.
  4. Литература и музыка: сборник. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1975.
  5. Сергей Прокофьев: статьи и материалы (1953-1963). М.: Советский композитор, 1962.
  6. Современная книга по эстетике: антология. М.: Издательство иностранной литературы, 1957.
  7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.
  8. Яворский Б. А. Н. Скрябин // А. Н. Скрябин: сборник статей. К столетию со дня рождения (1872-1972). М.: Советский композитор, 1973.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru