Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2023. № 2. С. 135-139.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns20230033

Литургическое и внелитургическое в композиторском творчестве митрополита Илариона (Алфеева)

Грузинцева Наталья Викторовна, Жукова Анна Михайловна
Тюменский государственный институт культуры


Дата поступления рукописи в редакцию: 12.03.2023
Аннотация. Цель исследования – анализ двух составляющих композиторского творчества митрополита Илариона (Алфеева) – литургическое и внелитургическое – в контексте современных оценок и в связи с отечественными традициями духовной музыки. Научная новизна работы – впервые определен подход к изучению музыки архипастыря сквозь призму его профессиональной и просветительской деятельности. В результате были систематизированы характерные черты литургической ветви композиторской деятельности митрополита Илариона (Алфеева), определены истоки внелитургической музыки архипастыря, выявлена двухуровневая природа внелитургических музыкальных сочинений: разъяснение основ вероучения в доступной форме и просвещенный диалог о вере и христианстве.
Ключевые слова и фразы: духовная музыка, литургическая музыка, внелитургическая музыка, митрополит Иларион (Алфеев), sacred music, liturgical music, extra-liturgical music, Metropolitan Hilarion (Alfeyev)
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Гуляницкая Н. С. Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм (история, теория, практика). М.: Языки славянской культуры, 2014.
  2. Долинская Е. Б. О русской музыке последней трети XX века. Магнитогорск: Магнитог. гос. Консерватория, 2000.
  3. Иларион (Алфеев), архиеп. (Алфеев Г. В.) Православие: в 2 т. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. Т. 2.
  4. Лученко К. Архиепископ Иларион: «Человеку легче воспринимать проповедь Слова Божия, когда она облечена в звуки и краски» // Интернет-издание «Татьянин День». 2010. 11 октября. http://www.patriarchia.ru/db/text/988526.html
  5. Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2000.
  6. Попова Е. В. Духовная музыка отечественных композиторов: поэтика «жанровых форм» (конец XX – начало XXI вв.): дис. … канд. искусствоведения. М., 2011.
  7. Приветственное слово Предстоятеля Русской Православной Церкви на открытии II Рождественского фестиваля в Московском доме музыки // Официальный сайт Московского Патриархата. 2012. 9 января. http://www.patriarchia.ru/db/text/1932280.html
  8. Рахманова М. П. Русская духовная музыка // Православная энциклопедия. Т. XVI. М.: Православная энциклопедия, 2008.
  9. Силуан (Туманов), игум. (Туманов А. А.) Развитие богослужебного пения в XX-XXI вв. в контексте литургической традиции Русской православной церкви: дис. … канд. богословия. М., 2018.
  10. Силуан (Туманов), игум. «Русский стиль» в богослужебном пении – обращение к истокам или удаление от традиции? // Материалы XXIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М.: ПСТГУ, 2013.
  11. Урванцева О. А. Типология исполнительских моделей в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XXI века // Духовная музыка. 2013. № 2 (13).
  12. Шелудякова О. Е. Исповедь и проповедь как феномены искусства (на примере музыкальной культуры позднего романтизма) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2011. № 1.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru