Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2023. № 10. С. 3306-3311.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/phil20230512

Образ мира-театра в новелле Т. Манна «Паяц»

Беляков Дмитрий Александрович, Сомова Елена Викторовна, Чернова Юлия Владимировна
Московский государственный лингвистический университет

Московский государственный лингвистический университет; Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)


Дата поступления рукописи в редакцию: 12.07.2023
Аннотация. Цель исследования заключается в том, чтобы определить место и значение образа мира-театра, а также маски как философско-этической и эстетической категории в художественном мире новеллы Т. Манна, способствуя тем самым многогранному восприятию поэтики писателя. В настоящей статье анализируется образ мира-театра в новелле Т. Манна «Паяц». Научная новизна исследования определяется неразработанностью в творчестве Т. Манна проблемы театральности, маски, социальной роли. Особый интерес при анализе новеллы классика немецкой литературы представляют прием мизансценирования и ремарочность описаний, используемые автором произведения. Полученные результаты показали, что категория театральности является важной характеристикой текста, которая позволяет выявить особенности художественного построения произведения и его художественные приемы. Театральность в новелле Томаса Манна «Паяц» реализуется в двух аспектах: проблемно-тематическом и поэтологическом. Первый напрямую связан с метафорой Шекспира «весь мир – театр», а второй – с «трехмерностью» структуры, предполагающей наличие режиссера – актера – зрителя. Герой-рассказчик является одновременно режиссером, актером и зрителем, в связи с чем смещаются представления о жизни. Театральность также обусловливает ироническую структуру новеллы, то есть перед читателем – «двойная насмешка»: с одной стороны, критика бюргерского мира глазами художника, а с другой – критика эстета глазами бюргера.
Ключевые слова и фразы: Томас Манн, новелла «Паяц», образ мира-театра, категория театральности, ироническая структура новеллы, теория масок и социальных ролей, Thomas Mann, short story “The Clown”, image of the world as a stage, category of theatricality, ironic structure of the short story, theory of personas and social roles
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.
  2. Беляков Д. А. «Волшебная гора» Томаса Манна: монография. М.: Флинта, 2019.
  3. Гашкова Е. М. От серьеза символов к символической серьезности (театр и театральность в XX веке) // Метафизические исследования. Альманах Лаборатории метафизических исследований при философском факультете СПбГУ. СПб., 1997. Вып. 5. Культура.
  4. Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954.
  5. Евреинов Н. Н. Апология театральности [1908] // Евреинов Н. Н. Демон театральности. М. – СПб.: Летний сад, 2002.
  6. Литературные миры Востока и Запада: колл. моногр. / отв. ред. С. П. Толкачев. М.: Мозартика, 2021.
  7. Литературные миры Востока и Запада: тексты, подтексты, контексты: колл. моногр. / под ред. Д. А. Белякова, С. П. Толкачева, Т. С. Мозоль, Е. А. Похолковой, А. М. Арутюновой. М.: Мозартика, 2022.
  8. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллин: Александра, 1992. Т. 1.
  9. Пимонов В. Поэтика театральности в творчестве Шекспира. М.: Флинта, 2020.
  10. Сомова Е. В. «Маска»: ее разновидности и приемы художественного воплощения в творчестве Ч. Диккенса: дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 1998.
  11. Толмачёв В. М. О символизме Томаса Манна // Studia Litterarum. 2017. Т. 2. № 3.
  12. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936.
  13. Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978.
  14. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.
  15. Чернова Ю. В. Театральность прозы Дж. Б. Пристли: дисс. … к. филол. н. М., 2018.
  16. Чернова Ю. В., Беляков Д. А. «Общество спектакля» в произведении Мюриэл Спарк «На публику» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 12.
  17. Чжэн С. Функции масок комедии dell’arte в опере Р. Леонкавалло «Паяцы» // Культурная жизнь Юга России. 2020. № 1 (76).
  18. Юнг К. Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. СПб., 1997.
  19. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. N. Y., 1959.
  20. Kurzke H. Thomas Mann. Epoche – Werk – Wirkung. München: C. H. Beck Verlag, 2010.
  21. Wysling H. Der Zauberberg // Thomas-Mann-Handbuch / hrsg. von H. Koopmann. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 2005.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru