Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2023. № 12. С. 4116-4123.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/phil20230625

Аллюзивное имя собственное как средство выражения содержательно-подтекстовой информации в англоязычном художественном тексте (на материале текста романа «Волхв» Джона Фаулза / J. Fowles “The Magus”)

Ананьина Марина Александровна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина


Дата поступления рукописи в редакцию: 12.10.2023
Аннотация. Цель исследования – выявление способов представления содержательно-подтекстовой информации при использовании аллюзивного имени собственного в художественном тексте. Исследование проводится на материале текста романа Джона Фаулза «Волхв». В статье рассмотрены современные подходы к понятию подтекста, одного из видов информации в тексте наряду с содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информацией. Аллюзивное имя собственное рассматривается как одно из средств выражения подтекста. В работе проведен анализ особенностей содержательно-подтекстовой информации, приведено соотношение понятий пресуппозиции, импликации, подтекста и аллюзии, рассмотрены точки зрения филологов относительно смежных по отношению к аллюзии терминов. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем рассмотрено аллюзивное имя собственное как одно из средств выражения подтекста, а именно таких типов содержательно-подтекстовой информации, как рационально-логическая, художественно-эстетическая и культурно-историческая информация, получающих воплощение на эксплицитном и имплицитном уровнях художественного текста, при этом подтекст может содержать как эксплицитно, так и имплицитно выраженные элементы, способные облегчить читателю декодирование информации. Аллюзивное имя собственное выступает в качестве средства выражения подтекста и имплицитности. Результаты научного исследования включают следующее. Подтекст характеризуется психологичностью и эксплицитно-имплицитным характером выражения. Возможны следующие варианты представленности информации посредством языковых знаков и ассоциативного фона. Часть информации подтекста представлена эксплицитно языковыми единицами в контексте, остальная информация не представлена в формальном плане текста, но может быть восстановлена на основе анализа эксплицитно представленных языковых единиц. Выявлены шесть типов соотношения эксплицитно/имплицитно представленной в художественном тексте информации, а именно художественно-эстетической, рационально-логической и культурно-исторической информации.
Ключевые слова и фразы: содержательно-подтекстовая информация, аллюзивное имя собственное, импликация, художественный текст, подтекст, content-related and subtext information, allusive proper name, implication, literary text, subtext
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. Изд-е 5-е, испр. и доп. М.: Флинта; Наука, 2002.
  2. Бекетова Е. А. Подтекст и субъективная авторская модальность как способы выражения аргументации в художественном тексте // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 4 (31).
  3. Гальперин И. Р. Стилистика английского языка: учебник. Изд-е 6-е. М.: КРАСАНД, 2014.
  4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд-е 5-е, стереотип. М.: КомКнига, 2007.
  5. Гарифуллина А. М. Культурологическая маркированность аллюзий в рамках художественного дискурса Д. Фаулза: монография. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2023.
  6. Долинин К. А. Интерпретация текста: французский язык: учеб. пособие. М.: КомКнига, 2010.
  7. Ерохина А. М. Подтекст как языковое явление художественного текста: уровни подтекста // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2018. № 4 (40).
  8. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.
  9. Куликова Э. Г. Имплицитные языковые средства в художественном тексте. Формирование подтекста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 5-2 (59).
  10. Кухаренко В. А. Типы и средства выражения импликации в английской художественной прозе (на материале прозы Хэмингуэя) // Филологические науки. 1974. № 1.
  11. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2000.
  12. Лунькова Л. Н. Специфика и типологические свойства художественного текста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 10 (44).
  13. Лучинская Е. Н. Постмодернистский дискурс: семиологический и лингвокультурологический аспекты интерпретации: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002.
  14. Масленникова А. А. Лингвистическая интерпретация скрытых смыслов. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999.
  15. Молчанова Г. Г. Английский как неродной: текст, стиль, культура, коммуникация: учеб. пособие. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  16. Одинцов В. В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1973.
  17. Петрова Е. А. Истоки и векторы логико-когнитивного направления в изучении языка: монография. Уфа: УЮИ МВД России, 2013.
  18. Пушкарева Н. В. Подтекст в художественном тексте, его семантика и лингвистические средства выражения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2009. № 1-1.
  19. Пушкарева Н. В. Подтекст в художественном тексте: лингвистические средства выражения, семантические типы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2007. № 3.
  20. Сильман Т. И. Подтекст как лингвистическое явление // Вопросы литературы. 1969. № 1.
  21. Склярова Н. Г. Проблема имплицитности в информативно-коммуникативном аспекте // Язык. Дискурс. Текст: тр. и мат. II междунар. конф., посвященной юбилею профессора Г. Ф. Гавриловой: в 2-х ч. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2005. Ч. II.
  22. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. М.: Высшая школа, 1991.
  23. Тлехатрук С. Р. Подтекст как лингвистическое явление в смысловой структуре художественного текста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 1.
  24. Чепиль А. Р. Основные подходы к определению понятия «подтекст» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (16).
  25. Чурилина Л. Н. Антропоцентричность художественного текста как принцип организации его лексической структуры: автореф. дисс. … д. филол. н. СПб., 2003.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru