Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Педагогика. Вопросы теории и практикиФилологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2013. № 7. Ч. 1. С. 60-67. ISSN 1997-292X.
РАЗДЕЛ: Искусствоведение
Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ИТАЛЬЯНСКИЕ "КОРНИ" РУССКОГО ВОКАЛА (ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕВЦОВ ПРИДВОРНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ)

Дробышевская Надежда Семеновна
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена


Аннотация. В статье представлено влияние итальянской школы bel canto на становление русской певческой культуры на примере обучения сольному вокалу певцов Придворной певческой капеллы. Анализ этого явления произведен на ранее не получавшем освещения фактологическом материале. Автором восстановлены неизвестные отечественным и зарубежным специалистам имена и факты, произведено теоретическое осмысление традиций в виде обзора опубликованных в XIX веке "Школ пения". Делается вывод, что традиция итальянской школы, составлявшая неотъемлемую часть образования придворных певчих, явилась мощным фундаментом, положенным в основу исключительного явления, названного русской вокальной школой.
Ключевые слова и фразы: хоровая музыка, Придворная певческая капелла, bel canto, история вокального исполнительства, русская вокальная школа, choral music, Court Chapel, bel canto, history of vocal performance, the Russian vocal school.
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.

 

Список литературы:
  1. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. М.: Музгиз, 1956. 268 с.
  2. Варламов А. Е. Полная школа пения. СПб. – М. – Краснодар: Планета музыки, 2008. 120 с.
  3. Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки. Очерки. Л.: Музгиз, 1959. 781 с.
  4. Гуревич В. А. Творчество Д. С. Бортнянского на страницах немецкой музыкальной прессы (1800-1840) // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: материалы международной научной конференции. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2003. С. 137-148.
  5. Денисова Г. Очерки по истории вокальной педагогики в России. Челябинск, 2004. 205 с.
  6. Долгушина М. Г. Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой: дисс.. к. иск. СПб., 2010. 528 с.
  7. Дробышевская Н. С. Вокальная работа в Придворной певческой капелле во времена директорства Д. С. Бортнянского // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сб. науч. трудов РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Астерион, 2012. Вып. 7. С. 52-58.
  8. Дробышевская Н. С. Певцы Придворной певческой капеллы на оперной сцене (традиция, идущая через века) // Вестник гуманитарного научного образования. М.: Издательство ИНГН, 2012. № 10 (24). С. 25-31.
  9. Дробышевская Н. С. Последний маэстро (из истории Певческой капеллы Санкт-Петербурга) // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: материалы VI международной заочной научно-практической конференции. М.: Международный центр науки и образования, 2012. Ч. I. С. 7-12.
  10. Зингаренко А. А. История и теория обучения профессиональных певчих в России в VII – первой половине XIX века: к проблеме воспитания музыкального слуха: дисс.. к. иск. СПб., 2008. 289 с.
  11. Кузьмин А. И. У истоков русского театра. М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  12. Лисенко І. М. Словник співаків України. Київ, 1997. 354 с.
  13. Манько Т. В. Русская школа хорового исполнительства (традиции и современность): дисс.. к. иск. Ростов-на-Дону, 2006. 203 с.
  14. Назаренко И. К. Искусство пения: очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: хрестоматия. 2-е изд. М.: Музыка, 1963. 624 с.
  15. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. М.: Владос, 2003. 304 с.
  16. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Фонд Капеллы. F. 14.
  17. Петри Э. К. Взаимодействие немецкой и русской хоровой традиции в контексте культуры России XVII-XIX веков: дисс.. к. иск. Нижний Новгород, 2005. 250 с.
  18. Петровская И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII – начала XX века. М.: Музыка, 1983. 214 с.
  19. Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801-1917: энциклопедический словарь-исследование. СПб.: Композитор, 2009. 578 с.
  20. Плужников К. И. Николай Иванов. Итальянский тенор. СПб.: Центр современного искусства, 2006. 256 с.
  21. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музыка, 1982. 440 с.
  22. Рогачева М. А. Русская вокальная школа как феномен культурного синтеза: XVI – первая половина XIX века // Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве: сб. ст. Ростов-на-Дону, 2009. С. 299-309.
  23. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 14. Оп. 1.
  24. РГАДА. Ф. 19. Оп. 1.
  25. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 466. Оп. 1.
  26. РГИА. Ф. 469. Оп. 8.
  27. РГИА. Ф. 472. Оп. 2.
  28. РГИА. Ф. 497. Оп. 1.
  29. РГИА. Ф. 497. Оп. 2.
  30. РГИА. Ф. 499. Оп. 1.
  31. Санкт-Петербургские ведомости. СПб., 1844. 13 мая.
  32. Северная пчела. СПб., 1851. 2 мая.
  33. Ушуллу И. И. Взгляды П. И. Чайковского на вокальное исполнительство второй половины XIX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4 (30): в 3-х ч. Ч. II. C. 183-189.
  34. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. М. – Л.: Госмузиздат, 1929. Т. 2. 376 с.
  35. Хоффманн А. Е. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика: дисс.. к. иск. М., 2008. 225 с.
  36. Шишкова М. П. Тверской край – Музыка – Санкт-Петербург. Тверь: Фактор, 2003. 144 с.
  37. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. СПб.: Союз художников, 2002. 319 с.
  38. Энциклопедический словарь "Музыкальный Петербург". СПб.: Композитор, 2000. Т. I. XVIII век. Кн. 1-3.
  39. Яковлева А. С. Русская вокальная школа: исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия. М.: Глобус, 1999. 95 с.
  40. Buckler J. The Literary Lorgnette: Attending Opera in Imperial Russia. Stanford: Stanford University Press, 2000. 291 р.
  41. http://sovremennik1836.ru/node/241 (дата обращения: 25.02.2013).

Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2017 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru