Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2020. № 9. С. 187-191.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.9.36

Степан Васильевич Смоленский и народная музыкальная культура

Смирнов Дмитрий Владимирович
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского


Дата поступления рукописи в редакцию: 28.07.2020
Аннотация. Цель исследования - определить роль выдающегося палеографа и медиевиста С. В. Смоленского в истории изучения песенных структур, отталкиваясь от трактовки им понятия "народность" применительно к образцам устной и письменной музыкальной традиции. В статье приведены многочисленные высказывания Смоленского о народной культуре, выявлены связи с предшественниками, показано основополагающее значение его трудов для дальнейшего развития русской науки о музыкальном фольклоре. Научная новизна обусловлена нацеленностью на широкую область знаний, при которой произведения народного музыкального творчества рассматриваются сквозь призму целого спектра культурных явлений. В результате можно с полным основанием утверждать, что труды Смоленского являют собой важнейший этап в формировании современных аналитических методов.
Ключевые слова и фразы: история музыкальной фольклористики, С. В. Смоленский, устное народное музыкальное творчество, церковное православное пение, древнерусская певческая нотация, аналитическая графика, history of musical folklore studies, S. V. Smolensky, musical folklore, church Orthodox singing, Old Russian singing notation, analytical graphics
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Гильфердинг А. Ф. Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года: с двумя портретами онежских рапсодов и напевами былин. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1873. LVI с. + 1336 стб. + 3 л. портр.
  2. Енговатова М. А. Песенный тип "Горы" в протяжных песнях Ульяновского Заволжья // Традиционное и современное народное музыкальное искусство. М.: МГПИ им. Гнесиных, 1976. С. 137-181.
  3. Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. М.: Музыка, 2001. 256 с.
  4. Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. 384 с.
  5. Линева Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Записаны Е. Линевой. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1909. Вып. II. Песни новгородские. LXXIX+65 с.
  6. Лопатин Н. М., Прокунин В. П. Русские народные лирические песни. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. 458 с.
  7. Лясковский В. Н. Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения. М.: Университетская типография, 1897. 186 с.
  8. Маслов А. Л. Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад // Труды музыкально-этнографической комиссии: в 4-х т. М.: Скоропечатня А. А. Левенсон, 1911. Т. 2. С. 299-327.
  9. Можаровский А. Ф. Очерки жизни крестьянских детей Казанской губернии в их потехах, остротах, стихах и песенках // Труды Этнографического отдела. Протоколы 13-25 заседаний (14 ноября 1874 - 17 апреля 1877 года) с 12 приложениями / под ред. Н. А. Попова. М.: Типография С. П. Архипова и К°, 1877. Кн. 4. С. 102-139.
  10. Руднева А. В. О стилевых особенностях и жанровых признаках песни "Эко сердце" // Музыкальная фольклористика. М.: Советский композитор, 1978. Вып. 2. С. 6-29.
  11. Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы / сост. П. А. Вульфиус. М.: Музыка, 1979. 366 с.
  12. Смоленский С. В. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1904. 64 с.
  13. Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях. Историко-палеографический очерк Ст. Смоленского, читанный в Обществе любителей древней письменности 26 января 1901 года. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1901. 122 с.
  14. Смоленский С. В. О колокольном звоне в России // Русская музыкальная газета. 1907. 4-11 марта. Стлб. 265-281.
  15. Смоленский С. В. Чтения из истории русского церковно-певческого искусства // Русская музыкальная газета. 1910. 17 января. Стлб. 65-76; 24 января. Стлб. 107-110; 14 марта. Стлб. 273-279; 21 марта. Стлб. 314-318.
  16. Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях / подготовка текстов к печати, статья и комментарии А. Д. Соймонова; ред. колл. В. Г. Базанов, А. А. Горелов, А. Д. Соймонов. Л.: Наука, 1977. 325 с.
  17. Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская государственная консерватория, 1998. 464 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru