Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2023. № 2. С. 140-145.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns20230038

Китайский камерный ансамбль с участием фортепиано в диалоге с европейской моделью жанра

Сяо Цяосун
Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки


Дата поступления рукописи в редакцию: 19.05.2023
Аннотация. Цель исследования – охарактеризовать типовые черты китайского камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано посредством сравнения с европейской моделью жанра. В статье рассматривается фортепианный ансамбль как доминирующая разновидность камерного жанра в Китае и выявляются основные жанрообразующие факторы, обусловливающие его своеобразие. Научная новизна заключается в характеристике комплекса объективных причин, предопределивших оригинальность китайского фортепианного ансамбля. В результате доказано, что, опираясь на западный прототип жанра, китайские композиторы насыщают его национальными чертами: тяготением к объективным формам выражения, изменением функциональной роли фортепиано, усилением роли программности, поисками в сфере национального языка посредством опоры на традиции китайской фольклорной и театральной музыки.
Ключевые слова и фразы: китайский фортепианный камерно-инструментальный ансамбль, китайская современная академическая музыка, китайский фольклор, западный прототип жанра, китайские композиторы, Chinese chamber instrumental ensemble, Chinese contemporary academic music, Chinese folklore, Western prototype of genre, Chinese composers
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Петров А. К. Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке (1980-2005): основные тенденции, новые композиторские подходы: автореф. дисс. ... к. иск. М., 2007.
  2. Польская И. И. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика. Харьков: Изд-во Харьковской государственной академии культуры, 2001. Попова Т. Музыкальные жанры и формы. М.: Музгиз, 1954.
  3. Раабен Л. Н. Камерная инструментальная музыка // Музыка XX века: очерки: в 2-х ч. М.: Музыка, 1980. Ч. 2. Кн. 3.
  4. Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: сб. науч. ст. М.: Музыка, 1971.
  5. Царегородцева Л. М. Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано: дисс. ... к. иск. Тамбов, 2005.
  6. 汪毓和. 中国近现代音乐史. 北京: 人民音乐出版社, 2012 (Ван Юйхэ. История современной китайской музыки. Пекин: Изд-во народной музыки, 2012).
  7. 吉林君。中国弦乐四重奏的发展脉 络及其民族化探索。硕士学位论文。山东大学。济南。2018 (Цзилинь Цзюнь. Исследование развития и национального характера китайского струнного квартета: магистерская диссертация / Шаньдунский университет. Цзинань, 2018).
  8. 居其宏。 新中国音乐史 (1949-2000)。长沙:湖南美术出版社, 2002 (Цзюй Цихун. История музыки Нового Китая (1949-2000). Чанша: Хунаньское художественное издательство, 2002).
  9. 陈习. 我国早期混合重奏创作的发展及其特点—以钢琴与提琴重奏为例. 乐府新声 (沈阳音乐学院学报) 2011 年第4 期 (Чэнь Си. Развитие и специфика раннего смешанного квартета в Китае: на примере фортепиано и скрипки // Новый голос Юэфу: научный вестник Шэньянской консерватории. 2011. № 4).

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru