Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2023. № 4. С. 276-281.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns20230055

Эсхатологические сюжеты в музыке И. Ф. Стравинского (на примере кантаты «Потоп»)

Нестерова Иулиания Андреевна
Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского


Дата поступления рукописи в редакцию: 05.09.2023
Аннотация. Цель исследования – выявить в кантате И. Ф. Стравинского «Потоп» (1962) те ритмо-интонационные комплексы, музыкально-риторические формулы, особенности хоровой фактуры и тембровой драматургии, при помощи которых композитор преломляет в музыке библейский эсхатологический сюжет. В работе последовательно рассматриваются структура и содержание каждой из семи частей кантаты – «Прелюдия», «Мелодрама», «Строительство ковчега» (хореография), «Каталог животных», «Комедия», «Потоп» (хореография), «Завет радуги». Научная новизна обусловлена выявлением особенностей отражения эсхатологического сюжета в творчестве И. Ф. Стравинского на примере обращения к кантате «Потоп», что не получило до сих пор должного освещения в научной литературе. В результате исследования определено, что такие аспекты, как музыкальная символика, особенности оркестровки и тембровой драматургии, символика числа и внемузыкальная символика, позволяют композитору претворить библейскую символику, связанную с эсхатологическим сюжетом о всемирном потопе.
Ключевые слова и фразы: И. Ф. Стравинский, эсхатологические сюжеты, кантата «Потоп», музыкальное искусство второй половины XX века, библейская символика в музыке, I. F. Stravinsky, eschatological plots, cantata “The Flood”, musical art of the second half of the 20th century, biblical symbolism in music
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Вершинина И. Я. Бальмонт и Стравинский // Музыкальная академия. 1992. Вып. 4.
  2. Гливинский В. В. Позднее творчество Стравинского: монография. Донецк: Донеччина, 1995.
  3. Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7-ми т. / ред.-сост. Л. В. Ковнацкая. СПб.: Композитор, 2009. Т. 4. Игорь Стравинский.
  4. Куранова Ю. А. Модус мистериальности в музыкальном театре И. Ф. Стравинского: дисс. … к. иск. М., 2017.
  5. Лукашова Е. Н. Жанровая панорама духовных произведений И. Ф. Стравинского // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2015. Вып. 5.
  6. Настольная книга священнослужителя: в 8-ми т. М., 1985. Т. 4.
  7. Савенко С. И. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001.
  8. Стравинский И. Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии. Л.: Музыка, 1971.
  9. Ярустовский Б. М. Игорь Стравинский. Л.: Музыка, 1982.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru