Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА В КОМПОЗИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКОГО СМЫСЛА
|
Лихацкая Людмила Николаевна
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
1 января 2015
г.
|
Аннотация.
В работе поставлена проблема интерпретации образа в произведении искусства. Предпринята попытка междисциплинарного подхода и выявления технематической составляющей в процессе создания и интерпретации художественного образа. В статье затрагивается вопрос о роли геометрической фигуры в структуре художественного образа, а также о соотнесенности свойств геометрической фигуры с метафорическим смыслом, заключенном в художественном образе. Конструктивная геометрическая основа композиции определяется как средство для наиболее полного толкования онтологических смыслов художественного произведения.
|
Ключевые слова и фразы:
интерпретация образа
композиция
конструкция
геометрическая фигура
лемниската
технематическая составляющая
онтологическая составляющая
interpretation of image
composition
construction
geometric figure
lemniscate
technematic component
ontological component
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств. М.: Советский художник, 1979. 287 с.
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1991. 412 с.
- Волошинов В. А. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992. 335 с.
- Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнерусского искусства). М.: Искусство, 1970. 124 с.
- Жуковский В. И., Пивоваров Д. В. Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве). Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 284 с.
- Зельдмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. СПб.: Axioma, 2000. 272 с.
- Зенец Н. Г. Субъект философского мыслетворчества: опыт осмысления бытия философии. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. 268 с.
- Каган М. С. Системный поход и гуманитарное знание: избранные статьи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 383 с.
- Казакевич А. Н. Символы Русской Православной Церкви. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 448 с.
- Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.
- Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2002. 543 с.
- Майоров Г. Г. Три типа понимания философии в истории европейской культуры (Сознание у подножия Абсолюта) // Алтай-Космос-Микрокосм: сознание человека и биосфера на пороге ХХI века: тез. докладов 4-й междунар. конф. Барнаул: Ак-Кем, 1998. C. 38-43.
- Петрова А. Г. Универсальные композиционные формы в орнаменте народов Арктики (эвенки, эвены) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 2 (40). Ч. 2. С. 150-153.
- Сартр Ж. П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. СПб.: Наука, 2001. 319 с.
- Успенский Б. А. К исследованию языка древней живописи // Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнерусского искусства). М.: Искусство, 1970. 124 с.
- Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.
- Хогарт У. Анализ красоты / пер. с англ.; вступ. ст. и примеч. М. П. Алексеева. Л.: Искусство, 1987. 254 с.
- Шишин М. Ю. Проблема интерпретации произведения искусства: философские ракурсы рассмотрения // Вестник Алтайской науки. 2013. № 2-2. С. 105-112.
- Шишин М. Ю. Художник и время // Николай Острицов. Живопись. Выставка «Художник и время». Буклет. Барнаул: ОАО «Алтайский дом печати», 2011. 26 с.
|
|