Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
НА ГРЕБНЕ ИЛЛЮЗИЙ И АЛЛЮЗИЙ (К СТОЛЕТИЮ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИЙ 1917 ГОДА)
|
Демченко Александр Иванович
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
1 октября 2017
г.
|
Аннотация.
На протяжении многих десятилетий ХХ века одна из магистральных линий отечественного музыкального искусства была связана с претворением историко-революционной темы. Наблюдая за ее развитием, удается уяснить примечательный в своем постоянстве внутренний ритм: различного рода активно-динамические, героические, конфликтные и трагедийные истолкования темы неизменно сменялись ее раскрытием через более уравновешенные формы действенно-драматической образности, эпическую величальность и лирические высказывания. Поэтапное рассмотрение эволюции историко-революционной музыки с выявлением подобных колебаний в ее трактовке дает основание для вывода о том, что необходимости дать достоверную обрисовку характеров и событий воссоздаваемой эпохи неизменно сопутствовало стремление отозваться на давно прошедшее с позиций своего времени. Так рождалось сложное, изменчивое двуединство - историзм ви́дения и современность выражения, обусловившая актуализацию историко-революционного материала, когда события прошлого рассматривались в свете проблематики того исторического этапа, на котором осуществлялось их художественное освоение.
|
Ключевые слова и фразы:
отечественное музыкальное искусство ХХ века
историко-революционная тематика
актуализация историко-революционной тематики
domestic musical art of the XX century
historical-revolutionary themes
actualization of historical-revolutionary themes
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Белинский В. Взгляд на русскую литературу 1846 года // Белинский В. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. Т. Х. С. 7-50.
- Бриеде-Булавинова В. Оперное творчество латышских композиторов. Л.: Музыка, 1979. 148 с.
- Бялик М. В процессе развития // Советская музыка. 1969. № 4. С. 21-26.
- Бялик М. Действительно новое… // Советская музыка. 1968. № 6. С. 11-19.
- Горбачев М. Политический доклад ЦК КПСС XXVII съезду КПСС // Правда. 1986. 26 февраля.
- Егорова Б. Ожившие страницы советской классики // Музыка России. М.: Советский композитор, 1978. Вып. 2. С. 182-197.
- История музыки народов СССР. М.: Советский композитор, 1970. Т. I. 435 с.
- История музыки народов СССР. М.: Советский композитор, 1972. Т. III. 547 с.
- История музыки народов СССР. М.: Советский композитор, 1974. Т. V. Ч. II. 384 с.
- Леденев Р. «Знамя правды красное…» // Советская музыка. 1967. № 4. С. 6-8.
- Некрасова Н. Очерк о творчестве В. Губаренко // Композиторы союзных республик. М.: Советский композитор, 1976. Вып. 1. С. 48-102.
- Оперные либретто. М.: Музыка, 1971. Т. I. 592 с.
- Острецов А. Искусство малого героического жанра и его представитель Г. Лобачев // Музыка и Революция. 1929. № 1. С. 17-20.
- Свиридов Г. Выступление на объединенном пленуме правлений творческих союзов СССР // Искусство, рожденное Октябрем. М.: Политиздат, 1978. С. 70-72.
- Свиридов Г. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2002. 800 с.
- Шостакович Д. Александр Давиденко // Музыкальная жизнь. 1959. № 6. С. 3-9.
- Шульгин Д. Признание Эдисона Денисова. М., 2004. 242 с.
- Щедрин Р. Отстаивать высокие гуманистические идеалы // Советская музыка. 1980. № 2. С. 3-5.
|
|