Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
|
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ СЕКУЛЯРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ
|
Куликов Григорий Яковлевич
Московский православный институт святого Иоанна Богослова
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
12 марта 2018
г.
|
Аннотация.
В статье предлагается типология секуляризма за счет включения экзистенциального измерения. Для этого предпринимается анализ, в ходе которого уславливается родство между такими феноменами, как «антропологическая катастрофа», «смерть Бога», «экзистенциальная пустота». Это дает возможность увидеть в секуляризме не только торжество рационалистической картины мира, а постсекулярную эпоху трактовать как «закат секулярности», но и раскрывает новые горизонты миропонимания современного человека.
|
Ключевые слова и фразы:
секуляризм
рационализм
духовный кризис
антропологическая катастрофа
экзистенциальная пустота
«смерть Бога»
постсекулярная эпоха
этический релятивизм
secularism
rationalism
spiritual crisis
anthropological catastrophe
existential void
“death of God”
post-secular era
ethical relativism
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Аббаньяно Н. Воспоминания философа. СПб.: Алетейя, 2000. 309 с.
- Бачинин В. А. Теология, социология и антропология литературы (Вокруг Достоевского). Киев: ДУХ Ι ΛΙΤΕΡΑ, 2012. 400 с.
- Бубер М. Затмение Бога // Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. С. 341-421.
- Варава В. В. Философия, религия, культура в поисках экзистенциального смысла: современный контекст // Язык христианской традиции и современная культура. Иоанновские научные чтения: сборник. М.: Летний сад, 2017. С. 9-20.
- Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека. М.: Высшая школа, 1993. С. 240-297.
- Красицкий Я. Разум и Другой: опыты по русской и европейской мысли. СПб.: РХГА, 2015. 264 с.
- Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2013. 256 с.
- Кырлежев А. И. Секуляризм и постсекуляризм в России и мире // Отечественные записки. 2013. № 1 (52). С. 161-174.
- Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. С. 107-122.
- Матецкая А. В. Постмодерн и религия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86): в 5-ти ч. Ч. 3. C. 125-128.
- Минченко Т. П. Кризис идей секуляризма и религиозности в постсекулярном обществе // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 51-53.
- Минченко Т. П. Проблема свободы совести в эпоху постсекулярности: истоки и перспективы: дисс.. д. филос. н. Томск, 2011. 243 с.
- Ростова Н. Н. Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека. М.: Проспект, 2017. 432 с.
- Сакс Дж. Границы секуляризма // Вопросы философии. 2013. № 4. С. 20-27.
- Старобинский Ж. Чернила меланхолии. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 616 с.
- Шестопалов М. А. Секуляризм: понятие и причины его появления на примере французской истории // Современная гуманитарная наука: проблемы и перспективы развития: материалы международной научной конференции (г. Покров, 16 июня 2015 г.). Рязань: Концепция, 2015. С. 182-185.
- Шибаева М. М. Этический релятивизм как «камень преткновения» в ценностно-смысловом пространстве современной культуры // Язык христианской традиции и современная культура. Иоанновские научные чтения: сборник. М.: Летний сад, 2017. С. 20-28.
- Ясперс К. Разум и экзистенция. М.: Канон+, 2013. 336 с.
|
|