ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДА ДЛЯ ДИАЛОГА КЛАССИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Подольская Ксения Сергеевна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Дата поступления рукописи в редакцию: 08.04.2019
Аннотация. Статья посвящена диалогу между классической скульптурой и выставкой современного искусства. Автор выделяет арт-практику энвайронмента, получившую особое распространение во второй половине XX - начале XXI века, как основной инструмент создания художественного синтеза классической скульптуры и экспозиции, что приводит к появлению особых иммерсивных пространств. В рамках исследования рассмотрено несколько выставочных проектов, включивших в свою концепцию образцы скульптуры прошедших эпох. В работе выявляются особенности синтеза старого и нового в искусстве в рамках выставочной и музейной деятельности, анализируются подходы к созданию временной выставки, исследуются особенности взаимоотношений классического искусства скульптуры и современных произведений в едином художественном поле.
Ключевые слова и фразы: скульптура, выставка, художественный музей, куратор, постмодернизм, энвайронмент, sculpture, exhibition, art museum, curator, postmodernism, environment
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Андреева E. Ю. Постмодернизм: искусство второй половины XX - начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. 484 с.
Бирюкова М. В. "Куратор как художник" и "выставка как произведение искусства" в западной культуре второй половины XX в. Харальд Зееман и его выставочные проекты // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 3 (16). С. 181-185.
Венкова А. В. Пространственные энвайронменты в современном искусстве // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 3 (32). С. 209-219.
Захарова Е. В. Хеппенинг, перформанс, энвайронмент - становление новой концепции искусства второй половины XX в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4 (12). С 21-25.
Костриц Ф. А. Актуальное искусство в пространстве художественного музея. Проблемы репрезентации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 65. С. 149-153.
Куклинова И. А. Диалог культур в универсальном музее (на примере Лувра) // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2007. Т. 172. Современные проблемы межкультурных коммуникаций. С. 280-286.
Майстровская М. Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции (в контексте искусства, архитектуры, дизайна): автореф. дисс. … д. искусствоведения. М., 2002. 54 с.
Мастеница Е. Н. Музейный мир в XXI веке: векторы развития // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 212. Музей в мире культуры. Мир культуры в музее. С. 19-26.
О’Нил П. Культура кураторства и кураторство культур(ы). М.: Ад Маргинем, 2015. 320 с.
Порчайкина Н. В. Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Барнаул, 2013. 26 с.
Салтанова (Шляхтина) М. В. Игровые стратегии музея современного искусства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 101. С. 252-258.
Фостер Х., Краусс Р., Буа И.?А., Бухло Б. Х. Д., Джослит Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм / пер. с англ. под ред. А. Фоменко, А. Шестакова. М.: Ад Маргинем, 2015. 816 с.
Хованская А. В., Кукьян В. Н. Художественная культура постмодернизма. Пермь: Пермская ГСХА, 2012. 211 с.
Худякова Л. А. Музей в эпоху постмодерна: потери или возможности? // Вопросы музеологии. 2010. № 2 (2). С. 12-21.
Энтони Гормли. Во весь рост. Античная и современная скульптура [Электронный ресурс]: выставка // Государственный Эрмитаж. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/Press+Releases/hm16_ 11_09_01/?lng=item/Press+Releases/hm16_11_09_01/?lng= (дата обращения: 21.01.2019).